Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Форум

Сайт Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
06 Май 2021, 08:46:37 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Войти
 
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 13   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Первый шефский корабль Пскова - подводная лодка "ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"  (Прочитано 275464 раз)
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #60 : 22 Январь 2010, 21:42:37 »

Псковские магелланы.

Живут магелланы  в России
И время торопят вперед.
Фамилии наши, простые-простые,
Весь мир по слогам узнает.

Многое и о многих мог бы рассказать наш командир О.А. Ковальчук. Но приходится только сожалеть… Светлая Вам наша память, товарищ командир!
В рижском дивизионе ПЛ экипаж «Псковского комсомольца» стоял особняком. Командование дивизиона -  капитан 1 ранга Гнатюк Дмитрий Иванович, ЗКПЧ дивизиона Андросенко Анатолий Иванович – сами видали виды и разные флотские коллективы, а к нашему относились с почтением. Псковских ценили и уважали, прежде всего за успешные дела наши ратные.
Командиром береговой базы был капитан 2 ранга Гейко. Под его командованием базу перестали называть «противолодочной». В экипаже не было проблем с формой одежды, постирушками,  банями, постельным бельем и питанием.
Товарищеская просьба командования «ПЛ С-191» « в непринужденной обстановке» Не привлекать к несению гарнизанных нарядов наших моряков в период пребывания в г. Риге и г. Лиепая  была удовлетворена. И хотя нач. штаба пыхтел, иногда вырывал наших на патрулирование или на КПП, но это было исключением из правил.
В те давние времена, когда лодке присваивали комсомольское наименование, ЗКПЧ на ней был старший лейтенант Силкевич. Это первый ЗКПЧ нашего «Псковского комсомольца». В 80-х он был у нас в Риге начальником политотдела бригады, его сменил капитан 1 ранга Лочмелис Арвид Янович, в свою очередь флотский друг комдива Гнатюка и однокашник по Военно-политической Академии ЗКПЧ дивизиона Андросенко А.И.
Из воспоминаний капитана 1 ранга Синкевича: «Мы возвращались после успешного завершения задач боевой службы в Лиепая из района Северной Атлантики. В пути следования получили радио: «Вашему экипажу предлагается присвоить наименование «Псковский комсомолец». Просьба: обсудить эту тему в воинском коллективе, дать ответ.» А у меня познания о Пскове, если только слова одного из героев художественного фильма «мы псковские скобари», то есть информации «0». Но к собранию в 1 отсеке кое-что из исторического прошлого псковского края надыбали. Посчитали за честь шефство комсомольской организации Псковщины над нашим кораблем. На ДКБФ образовалась своеобразная эскадра, которую наряду с нашей ПЛ составляли сторожевой корабль «Комсомолец Литвы» ( кстати, наш зам. Галанжин В.Ф. прибыл к нам на ПЛ с должности ЗКПЧ этого корабля), тральщики «Комсомолец Латвии»,  «Комсомолец Эстонии» «Калининградский комсомолец», ракетные катера «Тамбовский комсомолец», «Мичуринский комсомолец». Значительно позже на Балтфлоте появились ПЛ «Брянский комсомолец», «Ульяновский комсомолец», «Владимирский комсомолец».Первым командиром  ПЛ  комсомольского наименования «Псковский комсомолец» был капитан 2 ранга Гонтарев.
Предметно укрепляло дружбу, налаживало связи между моряками ПЛ и трудящимися Псковщины командование под руководством командира Белова. Белов в строю командиров нашей ПЛ был личностью незаурядной. Избирался депутатом разных уровней в Эстонии, в Таллине в частности. Был командиром таллиннской военно-морской базы, уйдя с ПЛ на повышение. Это единственный адмирал, вышедший из прочного корпуса, где проходила и наша флотская юность.
Наш экипаж невозможно рассматривать в отрыве от тех людей, о которых я повествовал выше, как и о многих-многих других, кого только предстоит нам оттенить яркими красками наших воспоминаний.
Комдив Гнатюк Д.И.  Его обстоятельность, личный авторитет ,целеустремленность, желание быть среди людей, учатие в личной жизни моряков, магическое воздействие на высшее командование как Рижской бригады, так и лиепайской ВМБ во многом определяли успех деятельности нашего экипажа. Дмитрий Иванович сам много лет командировал  ПЛ  629пр (ракетной) в г. Лиепая. Он всегда был усешным. Отменный практик, лихой моряк, он знал и умел многое. Его доброжелательность и добропорядочность могла служить эталоном.  Во многом от зависти отдельных влиятельных не без подлости в душе  личностей служебный  рост Гнатюка Д.И. тормознули. Уверен, что именно такие командиры, люди – Человеки, знающие подводницкую жизнь и жизнь вообще изнутри, должны , в силу своих природных, умственных способностей , руководить ВМ базами, флотилиями и флотами. Вот тогда бы  нас не смогли бы ни одни паразиты пинками изгонять с территорий, обильно политых кровью в ходе их освобождения от фашистов.
« Последнее редактирование: 23 Январь 2010, 11:21:23 от Митя » Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #61 : 04 Февраль 2010, 19:12:20 »

Большую часть времени наш экипаж отрабатывал задачи БП, дислоцируясь в Лиепайской ВМ базе. Нам, морякам, недосуг было, куда придем, где будем проживать, где питаться, мыться и т.п. Во многом личные связи командования дивизиона, ПЛ определяли наш быт в ходе «зимовки». Жили – не тужили мы на Плавательных мастерских № 4, №5, прибывших из заводов «Сточноремонтово» - Польша, г. Свиноустье – для сдачи курсовых задач. Комфорт для нас! Все новое, с иголочки. Наши командиры налаживали контакты с офицерами ПМ, а мы с матросами и старшинами. В отрыве от берега, но зато нас врасплох береговые не застанут. Основным пунктом нашего пребывания был дивизион десантных кораблей на берегу канала - угольный пирс. Жилось и здесь нам привольно: казарма теплая, все отработано, каюта командира у выхода с казармы – мы под надежным «оком», хотя позволяли себе определенные «вольности».
По истечению времени, когда по морде лица нет-нет, да и проляжет бороздка морщин, всоминается только приятное, добрые дела. Скажу больше: подлых поступков в экипаже не было из-за отсутствия подлых людей.
Нужно признать, что наши командиры в полной мере использовали маневр по подбору людей в экипаж – проверку морально-психологических качеств, умственных способностей, специальных знаний, вплоть до психологической совместимости при проживании в отсеках, в Б. частях, службах. Благо, что были нужны люди и на консервах.
Припоминаю дебаты, как у мичмана Стендерс У.Э. образовалось 2 лидера в лице Кузнецова Н. и Виноградова А. С первого взгляда видно, что эти моряки между собой были дружны, а вообще-то между ними возникло соперничество, и не шуточное. Мичман Стендерс, в этот период – секретарь партийной организации , много дискутировал с ЗКПЧ по этой проблеме. Улдис Эдуардович выдвигал даже такой аргумент (считай крайний): «Кузнецов такой огромный, что кроме него к акустикам в рубку и подсадить больше никого нельзя.» Кузнецов Н. в экипаже и среди акустиков прижился. Был действительно физически крепким, крупным моряком, стал толковым специалистом, а после убытия  Виноградова А. на учебу в Военно-морское училище стал опорой для Стендерса У.Э. Где ты сейчас, Кузя? Кем и каким стал? Отзовись!
В Лиепая в свободные дни делались «вылазки» на побережье. Комендатурой запрещалось купание в необорудованных местах военным, а поскольку и оборудованных в г. Лиепая не было, мы со своим скарбом (едой, водой) , мячами и гитарой удалялись в район военного городка, размещались под вековыми соснами и купались, загорали, пели, дурачились с превеликим удовольствием.
Еще одно место, что скрывало нас от всевидящего ока коменданта ВМБ в г. Лиепая капитана 2 ранга Сосюнкова, его помощника капитана-лейтенанта Воронкова И. – Черная речка на рубеже, гда 22 июня 1941г произошли первые бои рабочих СРЗ-29 с фашистами. А для нас памятное отличным местом проведения отдыха между морскими походами. По своему интересны были связи и культпоходы по цехам производственного объединения «Лаума». А сколько там девушек! Только комсомолок на учете было 5 тысяч. Были последствия для нас после таких культпоходов. Молодость! Завязывались знакомства, возникали отношения. По ночам отдельные влюбленные подрывались. А некоторым влюбленным некоторые влюбленные подгоняли не только конфетки, но и кое-что покрепче.
«Процесс воспитания бесконечен! Известно, что человек может быть образованным, но не воспитанным. Вот в чем соль!» - из цикла мудрых изречений Галанжина В.Ф. перед моряками. И еще: «Моряк в увольнении должен выглядеть так, чтобы любая женщина, взглянувшая на него, если не дала – то подумала!» И еще: «Что вы головы повесили, Орелики –
               Или выпить захотели, алкоголики!»
Вот так мы жили и такие неординарные замполиты так неординарно нас воспитывая, объединяли, соединяли ( называется, сколачивали экипаж).
Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #62 : 09 Февраль 2010, 08:20:15 »

Где ты сейчас, Кузя? Кем и каким стал? Отзовись!
Отвечу за «Кузю»: Кузнецов Николай так и проживает в Усть-Каменогорске, изредка видимся с ним (от меня – 86км). Николай открывал собственное дело, всё вроде-бы налаживалось, но известный дефолт – порушил всё в одночасье. Сейчас, (так же как и я) работает в одной из крупнейших компании Казахстана, в «КАЗЦИНКе» - электромонтажником.
     Ну и немного про себя: служба на С-191 для меня не прошла «задаром»: когда по возвращению со службы (по семейным обстоятельствам) - нужно было как можно раньше решать с работой, побывав на Бухтарминской ГЭС – сразу решил: «это моё»…
    Станция, как и подлодка напичкана оборудованием, а вода проходящая через турбины – вполне напоминает кильватерный след корабля. Устроился в оперативный участок управления БГЭС, а это почти те же сменные вахты на подлодке, аварийные и противопожарные тренировки – вполне БЗЖ. И в обходах можно вполне ощущать себя до сих пор «подводником» - многие помещения станции находятся под водой на глубине 64 метров. Используя навыки и опыт полученные на С-191, опыт наставников главного щита управления БГЭС - быстро освоил специальность «электромонтёр главного щита управления», а отучившись как тогда говорили «без отрыва от производства» - занял должность «начальник смены станции». Можно сказать, что получил в единоличное оперативное управление - корабль (БГЭС вполне тянет на «крейсер» по энерговооружённости : ))).
     Вот уже в этом году будет 25 лет как работаю на станции, где в настоящее время руковожу оперативным участком. Всё есть что нужно нормальному человеку: семья, родители,  дом, любимая работа и любимые занятия, но – всё чаще стал замечать, что тянет в те места, где проходил службу в юности и хочется увидеть всех наших «скобарей»

P.S. ниже несколько фотографий: на первой (как отметил Солёный) – Кузя, занимающий собой всю рубку акустиковов)
вторая – у входа в казарму ДК (г.Лиепая)
третья – одна из «вылазок» на Чёрную речку (как истинные подводники-в «позиционном положении»)
четвёртая- встреча нового года в Усть-Двинске (хотя качество фото плохое, но не удержался, потому-что на фото за столом матросов – Командир)


* Кузнецов Н.Д.jpg (18.48 Кб, 448x335 - просмотрено 2170 раз.)

* Дивизион Лиепая.jpg (18.43 Кб, 293x448 - просмотрено 2224 раз.)

* Чёрная речка (Незнаев, Линёв, Кузнецов).jpg (33.33 Кб, 448x283 - просмотрено 2444 раз.)

* НГ в Усть-Двинске.jpg (23.53 Кб, 448x335 - просмотрено 2257 раз.)
« Последнее редактирование: 09 Февраль 2010, 12:37:22 от Dis » Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #63 : 23 Февраль 2010, 14:46:51 »

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет;
Но с благодарностию: были.

 Прошло немало лет, но до сих пор помню запахи, звуки. Краски, наших парней. Моряки ПЛ «Псковс4кий комсомолец» - это кладезь, сокровищница порядочных, воспитанных, подготовленных Советских парней. Я еще и еще раз убеждался в различных бытовых и боевых условиях, насколько умно производился отбор, подбор людей. Хочу заметить, что не было в экипаже пай-мальчиков. Акцент делался на потенциал человека, его умение, стремление к обучению, уметь быть равным среди равных. Примером межличностных взаимоотношений могли служить взаимопонимание и дружба между офицерами и мичманами. Заметьте, никто никогда не кичился своим служебным положением, званием, должностями. Никогда ни при каких обстоятельствах старшие не чморили младших. Во главу угла было поставлено Дело! В условиях высокой занятости, частого пребывания в морях, погрузка, стрельбы, выгрузка, перегрузка торпед, зарядка, обслуживание батарей и других механизмов, возможно, в отдельные периоды нас и тяготило. Но когда видели результаты (в основном отличные), наступала удовлетворённость, прилив радости и гордости за дело рук своих и не только.
Старею, но хочу чтоб долго-долго были рядом Вы со мной. А были ли у вас коллективы по жизни лучше нашего лодочного?
Обращаюсь к Сергею Борисову, Александру Онисько. Давайте продолжать начатое дело, проявим настойчивость в поиске наших сослуживцев. Вот наш штурман В. Токмаков проявился. Если ему приятно… А уж как нам приятно! Мне так же пришлось не только служить, но и чуточку дружить с В.Н. Токмаковым. Надёга штурман. С его–то знаниями и опытом – навигационное оборудование ПЛ 613 проекта – что семечки. Командир О.А. Ковальчук у него – как за каменной стеной. А знание побережья с их маяками. «Лиепайбака», «Венсписбака», «Микельбака», он то знает (В. Токмаков). «У маяка «Микельбака» стал на якорь мичман Шмака» - это командир торпедолова. Николаевич должен был его знать, как и должен знать м-на по кличке «Ратуйте». Это история о том, как спящего в трубе торпедного аппарата м-на (на торпедном катере в обеденный перерыв) выстрелили, и он пролетев через трубу в обнимку с матрасом с криком Ратуйте (спасите) шлёпнулся в воду. После этого случая мичман этот (не буду называть его Ф.И.О.) долгое время служил на бербазе ПЛ.
Свидетелями этого экстраординарного случая были мичмана наши Вася Дасюк, Мельник А.С. Скажу больше, хотя эта история и не нашла широкой огласки по флоту, но зато была записана писателем, большим другом нашего экипажа Валентином Саввовичем Пикулем. Это интереснейший человек, необыкновенной судьбы и  необыкновенной работоспособности. Прошел школу юнг на Соловках. В годы войны был сигнальщиком на кораблях Северного флота, о чем интересно повествовал в своих  книгах «Мальчики с бантиками», «Морской патруль». Поскольку В.С. Пикуль проживал в поселке Були, он был частым гостем в экипажах, и в нашем в частности.
В ходе итоговых проверок политзанятий в группы направлялись проверяющие из Политотдела, штаба, в том числе Лиепайской ВМБ, политуправления ДК Балтфлота. Вот в этот период  (стало уже системой) наш замполит приглашал на эти самые итоговые В.С. Пикуля. Итоговые занятия сводились к тому, что на встречу с В.С. Пикулем прибывал комбриг контр-адмирал Мальков, начпо, офицеры - проверяющие. Пикуль – мастер слова и моряк, что называется, до мозга костей. Травил он так, что все солидные дядьки, моряки уходили на перекур, за животы держась от смеха и умиляясь рассказчиком.
В.С. Пикуль для нас – живая история на то время, он мог создать обстановку и живого общения, и нравоучения. Его напутствие нам: «Берегите, учите, лелейте моряка, но и требуйте – без этого никак!» О себе скажу: всем, что я достиг, я обязан обыкновенному моряку-трудяге. Это я почерпнул у В.С. Пикуля.
Из-за отношений, сложившихся у отдельных членов экипажа с В.С. Пикулем, очень ревностно к нам относился командир ПЛ Б-49 капитан 2го ранга Синюхин. Не хотелось ему «делить» этого человека с нами, ибо Пикуль был дружен и с моряками ПЛ Б-49, и с командиром, в частности.
Матросы, офицеры, мичмана (некоторые) бывали у Валентина Саввовича   в его писательском доме в п. Були. Дом большой, покрыт был рубероидом, который торчал, вырываемый в ненастье, а писатель на это сетовал. Мы общались с ним, пили… и чай тоже, помогали устанавливать, монтировали стеллажи для книг и рукописей, журналов и подшивок пожелтевших газет. При очередном посещении его бунгало я припомнил случай о мичмане «Ратуйте». В.С. Пикуль встал, взял стремянку и безошибочно забрался на полку стеллажа, откуда извлек папочку с листочками, где была сделана «зарисовка» этого случая. Мало того, там были указаны ФИО очевидцев, рассказавших ему эту историю. Я поражался, насколько острой, не по годам, памятьюобладал этот человек, очень доступный, доброжелательный, наблюдательный, с неугасающим чувством юмора. Помнил даты, имена, череду событий, с такой свежестью рассказывал, так зажигательно, как будто он сам был участником тех далеких исторических событий. Его книги «Пером и шпагой», «Словом и делом», «У последней черты», «Крейсера», «Три возраста Оки-нисан», «Богатство», «Реквием каравана PQ-16», «Моодзунд», «Фаворит» «Кровь, слезы и лавры»  во многом и другие раздражали бюрократию, завистников от художественной литературы. Буквально третировали нашего друга, старались не издавать, не принимали в Союз писателей. Критика ошеломляющая, что, дескать, писатель Пикуль никакой, он даже образования писательского, а равно как и высшего не имеет. И все это Валентин Саввович пережил. А от нас имел поддержку и успех в моряцкой среде. В его писательской жихни принимали участие и члены нашего экипажа. В Рижском книжном издательстве «Лиесма» выходили его книги, их издание продвигали ЗКПЧ нашего дивизиона  капитан 1 ранга Андросенко А.И., начпо Лочменис А.Я., начпо Силкевич, командиры Лиепайской ВМБ вице-адмирал Шадрич, контр-адмирал Семенков Э., контр-адмирал Богданов К.П., контр-адмирал Гаджиев, капитан 2 ранга Филатов (по кличке Де Голь) – непосредственный исполнитель замыслов в поддержку В.С. Пикуля. По возможности наши моряки живо откликались на немногочисленные просьбы моряка, писателя, ветерана. За помощь, общение он был благодарен. Всегда накормит наш народ, никакие просьбы, увещевания, чтобы, значит, без водки только, на него не действовали. Наливал всегда и далеко не 17 капель. «На флоте наливали во все времена,» - был его сказ.
А вот был случай… Мы прибыли из Лиепая для постановки на Даугаве в день ВМФ. Большинство офицеров, мичманов разбежались по домам после долгой разлуки  с семьями. БЧ-5 уходило с железа позже, как всегда. На пути от пирса до казармы нашего механика Бадаляна Б.Н. прихватил начальник матросского клуба. Просил о помощи, мол, выручай, надо шило, ибо мои все запасы иссякли – случай неординарный: у меня в клубе В.С. Пикуль гостит. Бадалян Б.Н., добродушный, отзывчивый, пригласил писателя в нашу казарму. В береговой каюте старпома и зама ( они всегда «сожительствовали») начался пир. На запах спиртного и в силу того, что на «Псковском комсомольце» любимец публики в лице В.С. Пикуля косяками стали подтягиваться офицеры с консерв. Празднование дня ВМФ со всеми тостами, песнями, байками набирало обороты. Была установлена дислокация всех вышестоящих начальников, дабы не было прокола. Мичман Олейник был доставлен из дома (не успел Миша даже переодеться). Столы сервировали консервами «Лосось», «Севрюга», «Куры на кости» («братская могила»). Только хлеба не было (спиртовой парить-то негде). Расходились за полночь. Хитрый Бадалян Б. Н. проспаться ушел в свою каюту, а уважаемого гостя уложил в душной каюте старпома и ЗКПЧ – где гуляли. Сердобольные наши моряки переместили Пикуля позже в каюту мичманов, где он отдыхал до утра. А поутру никто не мог пояснить: «Кто, что, с кем пил, и где тела?» В каюте запах стоял… терпкий такой, многообъясняющий. Пока разбирались, «небренные» тела отдохнувших Б.Н. Бадаляна и В.С. Пикуля переместили в подъехавший «Москвич-412» и все, с концами. Но и это еще не все. У изголовья шконки наше внимание привлек объемный портфель. Кому он принадлежал в первые минуты установить не удалось. Комиссией в составемичмана Стендерс У.Э, мичмана Мельник А.С., мичмана Олейник М., дежурного по команде (не помню, к сожалению, ФИО) и ряда других портфель был открыт. Нашему выпуклому военно-морскому глазу была представлена картина маслом… В портфеле мы насчитали двадцать пять тысяч бонов. Из всех присутствовавших таких денег никто никогда не видывал. Мы одурели. Стояли подле пересчитанного богатства в оцепенении. Установили, естественно, путем опроса «местного населения», что у нас пребывал наш добрый друг писатель-маринист, он же славный дядька В.С. Пикуль. Все стало на свои места. Отрядили людей и на жёлтом а/м «Москвич» доставили находку В.С. Пикулю. Реакция его на чемодан с такими деньгами была просто потрясающая. «Помню, что у меня в руках вчера что-то было. Осмотрелся… Всё имущество на месте, остальное мне не досуг» - это буквально. «Только не ставьте этот сундук в моём кабинете, лучше в коридоре, а то я опять его забуду.» И опять стал наших усаживать, наливать и т.п. А Б.Н. Бадаляну досталось чуть-чуть по голове, чтобы не наливал больше нормы. Была и ещё одна трагедия в жизни В.С. Пикуля, которая не обошла стороной размеренную жизнь Рижской бригады и её обитателей, соответственно. Летом 83го, или 84го года на побережье рижского залива, готовясь поступать в лит. Институт, после окончания 10ти классов, утонул его сын. Приёмный сын, но В.С. Пикуль буквально лелеял его, стремясь дать ему высшее образование, очень заботился и по отечески любил его. Утонул буквально у берега. Вся бригада участвовала в поисковой операции – это отдельная история. На почерневшего от горя В.С. пикуля страшно было смотреть. Мы разделили его горе и очень опасались за здоровье самого В.С. Пикуля. Сыну, его светлой памяти, В.С. Пикуль посвятил свой новый роман.
С тех давних времён, когда я уже не служил на ПЛ «Псковский комсомолец» я интересовался творчеством В.С. Пикуля, перелистываю подаренные им книги. Всматриваюсь в строки и не могу постигнуть глубины мысли этого самородка, широте его взглядов и познаний. Благодарен судьбе за возможность общаться, обогащаться, учиться у В.С, Пикуля. Светлая тебе память Валентин Саввович – человек, который через годы роднит меня с нашим железом, подлодкой «Псковский комсомолец». И в этом тоже моё богатство.
« Последнее редактирование: 23 Февраль 2010, 14:52:22 от Солёный » Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 819


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #64 : 23 Февраль 2010, 21:00:04 »

Поздравляю экипаж С-191, со всех лет существования этой подводной лодки, с Днём Защитника Отечества.
Желаю Вам объединиться в общении и воспоминаниях в этом разделе форума Нашего сайта.
Желаю Вам находить своих сослуживцев и получать радость от памяти прошедшей службы.
Здоровья Вам, удачи и благополучия.
Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #65 : 18 Март 2010, 19:19:26 »

В преддверии праздника «День подводника», хочу рассказать немного

«О своём корабле»
    Когда мы встретились в первый раз, мне было восемнадцать, ему – двадцать семь…
Я был настоящим «карасём» - одетый во всё «уставное» с блеском интереса в глазах – не отбитом за полгода «учебки».
Он – был уже солидным по возрасту кораблём, хотя и не большим по размеру ( «С-ка» 613 проекта, что по нынешнему  значит «Средняя», а в годы её схода со стапелей означало – «Сталинец»). А ещё к тактическому номеру «С-191» мой корабль имел и ещё имя - собственное: «Псковский комсомолец».
Всякое было за годы службы на корабле и плохое и хорошее, смешное и удивительное.
     Одно скажу  - плохого было во много раз меньше чем остального. До сих пор вспоминаю наш экипаж, сослуживцев и свой корабль со щемящей тоской,  потому – что на этом корабле я понял, что такое – «морское братство». Когда за любого члена экипажа – отдашь свою жизнь не задумываясь, а за Родину – мы готовы были в любом бою если понадобится -  погибнуть всем экипажем...
     Два раза я плакал, будучи уже взрослым и семейным человеком, не стыдясь своих слёз:
Первый, когда узнал, что наш Командир погиб в  схватке с хулиганствующими отморозками в своём подъезде, когда возвращался  домой;
А второй раз - узнав  что наш Корабль, был отправлен на Рижский СРЗ для разделки «на иголки». Тяжело мне было узнать, что такому заслуженному кораблю не нашлось места среди музейных подлодок. Причём, прочитав, что у бывших наших противников, а теперь «закадычных» друзей (это такие друзья видимо, которые за кадык держат) – есть несколько наших лодок 613 проекта в виде шоу-музеев «холодной войны».
     Ведь я до сих пор помню неповторимый запах подлодки. Ощущаю холод металла её поручней, и тепло штурвалов станций управления главными гребными электродвигателями... Перебирая фотографии в этот день – ещё раз вспомню командиров, друзей матросов («братишек» как мы звали тогда друг-друга на Балтике).
Затем по заведенному обычаю - подниму три раза обыкновенную белую эмалированную кружку с разведённым «шилом» и произнесу традиционные тосты:

-«за всплытие, за погружение и чтоб количество погружений – всегда равнялось всплытиям!»;
-«за тех, кто в морях!»;
-«за тех,  кто не вернулся к родным пирсам!»

Поздравляю всех «братишек» и командиров с праздником- Днём подводника!

А также поздравляю создателя сайта «БАПЛ ПСКОВ» и приношу искреннюю благодарность – за возможность общения и поиска наших «скобарей» : ))))))

С уважением, командир второго отсека С-191, главный старшина (запаса) Борисов Сергей.





* С праздником!.jpg (29.02 Кб, 336x434 - просмотрено 2175 раз.)

* За кормой - Балтика.jpg (48.53 Кб, 413x323 - просмотрено 2331 раз.)

* Идём домой!.jpg (39.06 Кб, 331x448 - просмотрено 2347 раз.)

* Флаг над С-191.jpg (16.63 Кб, 305x448 - просмотрено 2121 раз.)
Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 819


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #66 : 18 Март 2010, 20:55:47 »

Спасибо, за добрые слова.
С праздником - Днём подводника.
Всего Вам наилучшего  ребята.
Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #67 : 18 Март 2010, 22:02:10 »

На борту "псковского комсомольца"были две реликвии -капсула с землёй с места подвига А.МАТРОСОВА,Д.Чернушки (Великие Луки) с барельефом А. МАТРОСОВА -хранилось на лучшем боевом посту-№13 (погружения и всплытия)-умница Николай Шмонин.Второй - Памятная доска имени Героя Советского Союза НИКИТИНА.-передавалась лучшему БП за период боевой подготовки.Экипажу ПЛАРБ "ПСКОВ" что- нибудь известно об этом ? Нам это дорого и интересно.С уважением Солёный.
Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #68 : 18 Март 2010, 22:26:04 »

Моряков-Подводников--Настоящих Мужчин поздравляю с нашим праздником!В морях мои дороги,а на суше лишь тропы. Экипажных своих с ПЛ С 191 Серёжу Борисова, Сашу Онисько,Володю Токмакова обнимаю с особой жестокостью. С 191-слава! Экипажу-салют! Нашим привет.Помню,Люблю.Жму лапу.Ваш Солёный.
Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #69 : 19 Март 2010, 06:32:25 »

ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ С ПРАЗДНИКОМ !!!!!!                          Много есть на русском флоте,
Замечательных сынов,
Ты – любимый сын – подводник,
Будь же счастлив и здоров!

Вспомним в праздник тех, кто в море,
Кто на боевом посту!
Пусть минут печаль и горе,
И все лодки в порт придут!
                           
Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #70 : 19 Март 2010, 15:51:38 »

Спаибо всем! ( а особенно - Солёному! : ))))


* 10.jpg (25.88 Кб, 448x335 - просмотрено 2196 раз.)
« Последнее редактирование: 19 Март 2010, 15:55:15 от Dis » Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 819


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #71 : 19 Март 2010, 17:07:01 »

Цитировать
Экипажу ПЛАРБ "ПСКОВ" что- нибудь известно об этом ?

Нет. Нам об этом ничего не известно. У нас были вымпелы "своей конструкции", которые вручались лучшим боевым постам. И "Псков" это не ПЛАРБ, а БАПЛ. ПЛ многоцелевая, со стратегами не путайте.
Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #72 : 08 Апрель 2010, 20:31:48 »

«Естественный отбор на С-191».

Солёный как то писал, о том – что благодаря наличию дивизиона «консерв» в Рижской ВМБ, на С-191 успешно использовали практику «естественного отбора». Это когда при поступлении «молодых» с учебных отрядов, на один боевой пост обычно брали двух матросов. Этим самым «убивалось» несколько «зайцев»:
-вдвоём сдружившись ещё в «учебке» - проще привыкнуть к новой, корабельной жизни;
-соревнуясь между собой, «молодые» быстрее сдавали зачёты на «самоуправление боевыми постами»;
-при приближении срока службы в 1 год – уже явно выделялись «лидеры» и командованию было проще определить, кого оставить, а кого отправить на «консервы» (там, в принципе с радостью брали матросов с С-191 – они были уже отработанные, дисциплинированные и имели большой опыт самоуправления боевыми постами – в отличие от основного «контингента» консервации...)
      А я бы хотел рассказать о сослуживце – Викулове Сергее. Мы с ним вместе были приписаны на корабль. В положенные сроки сдали зачёты и стали нести службу. Сразу скажу: когда пришла пора выбирать из нас двоих – у командования однако встала нелёгкая задача, ведь в принципе по всем показателям мы с Серёгой «шли ровно»...
     И единственной причиной того, что я остался служить на С-191, а Викулов ушёл на «консервы» - думаю стало то, что я довольно бойко «стучал» на корабельной пишущей машинке и немного рисовал и быстро делал любые трафареты для маркировки многочисленного корабельного оборудования.
     До сих пор помню, как уходил Серёга: собрав в укладку своё обмундирование, попрощался с каждым членом экипажа. Я пошёл его провожать до казарм «консерв». Даже погода грустила вместе с нами (как может «грустить» по настоящему только – Балтика): низкие чёрные тучи, моросящий дождь и рваные полосы серого тумана в Военной гавани Усть-Двиска... Расставаться было и в правду нелегко: за целый год совместной службы, мы очень сдружились и привыкли  друг к другу. В последствии, в те дни, когда наша подлодка находилась в Рижской военно-морской базе, мы если были свободные часы встречались с Серёгой – я ему рассказывал куда мы ходили в очередной раз, а он – что происходило за время нашего отсутствия здесь – в Усть-Двинске.
    Отзовись братишка! – Викулов Сергей из Ростовской области, Орловского района, колхоза имени Ленина

ниже фото:
-на первом: поход в кинотеатр г.Риги (Викулов С – первый слева);
-на втором: вахтенные С-191 ВМБ Усть-Двинск (Викулов - первый справа)
-на третьем: 6 отсек, Серёга – опять справа, «прикалываемся» в свободное время;
-на четвёртом – Викулов проводит уборку в трюме 6-го отсека, после выхода в «моря».



* Кульпоход в Ригу.jpg (18.93 Кб, 448x274 - просмотрено 2149 раз.)

* 1983г С-191.jpg (16.1 Кб, 448x282 - просмотрено 2082 раз.)

* 6 отсек.jpg (18.19 Кб, 448x292 - просмотрено 2071 раз.)

* Уборка трюма 6 отсека.jpg (17.74 Кб, 336x350 - просмотрено 2288 раз.)
Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #73 : 08 Апрель 2010, 20:33:20 »

БЗЖ (борьба за живучесть)
К «борьбе за живучесть» на нашей подлодке отношение было самое серьёзное, может, благодаря этому серьёзных происшествий и не происходило. Не считая почти ежедневных учений и тренировок на корабле, дополнительные занятия проводили в базе, в классах БЗЖ и лёгководолазной подготовки. Два раза в год проводилась отработка на плавучем полигоне БЗЖ. Это была бывшая ПЛ 613 проекта, переоборудованная для проведения отработок по выходу из ПЛ и ведения тренировок по борьбе с пожарами и поступлениями воды в отсеках.
    Вспоминается один случай: - мы вели отработку на полигоне. Полигон был пришвартован к плавмастерской вторым корпусом, третьим корпусом была пришвартована наша ПЛ. После обеда мы готовились к тренировкам, по выходу через торпедные аппараты. В нашей группе состояли: радиометрист Кузнецов, командир группы движения капитан-лейтенант Бадалян и я электрик БП-65. После проведения инструктажа в первом отсеке, мы начали снаряжаться в ИСП-60 и ИДА-59. Надев снаряжение, полезли в трубу ТА: первым Кузнецов, вторым я, последним – Бадалян. Мичман полигона закрыл заднюю крышку ТА и начал его заполнение. Как только вода достигла моих ног – я почувствовал, что  промокаю напрочь. Ощущение не из приятных – хотя и лето, но вода холоднючая. Я начал отбивать «тревогу» - стуча кольцом по трубе ТА. Сразу стала уходить вода и открылась задняя крышка ТА – экипаж «полигона» был очень подготовлен и быстро реагировал на «нештатные ситуации». Бадалян выбрался сам, меня – «выдернули» из трубы и опросили и осмотрели. Оказалось – от частых применений – комплект ИСП-60 протёрся на коленях и вода стала поступать внутрь... Меня быстро «перекинули» в целый ИСП-60 и мы опять полезли в ТА...
     Вновь поступает вода в ТА... Чувствую – опять что-то не так! Становится трудно дышать, начинает щипать в горле и лёгких. Догадываюсь, что похоже попала вода в регенерационную коробку ИДА! Тут уже серьёзнее! Переворачиваюсь в трубе ТА с живота на спину (чтобы ловить последний воздух в верхней части ТА), одной рукой переключаю ИДА на «атмосферу» (чтобы не дышать ядовитой смесью промокшей регенерации), другой рукой опять начинаю отбивать «тревогу»! Вытаскивают меня ещё быстрее...
     Оказалось – что теперь протёрся на сгибе регенерационный патрон ИДА-59 и вода попала внутрь. Гранулы стали вскипать и вобщем-то мне как оказалось повезло, что отверстие было небольшое и я успел среагировать. Теперь мне заменили и ИДА.
     Мичман полигона пробормотал:
- Ну теперь, в третий раз всё должно быть нормально, иначе РНС – полная неправда!
Я переспрашиваю:
- РНС, это раздел БЗЖ???
- Неа, РНС это Русские Народные Сказки! – смеется мичман. Полезли мы в третий раз в ТА, но теперь Бадалян полез вторым (видимо надоело шастать туда-сюда), а Кузнецов вообще похоже уснул уже у передней крышки ТА. В третий раз всё прошло нормально (фотография размещённая ниже – тому доказательство). Кстати, когда мы спустились обратно в первый отсек полигона, для того чтобы снять снаряжение – нас не стали полностью «разоблачать», а сняли только ИДА и маски ИСП. Оказалось – на ПМ прибыла очередная делегация иностранных  офицеров и они хотели посмотреть – как проходит подготовка по БЗЖ. Когда офицеры «братских стран» спустились к нам в отсек, я немного обалдел – столько «капусты» за раз я никогда не видел («капустой» обзывали на флоте – золотое шитьё на фурах и кителях, а такую «капусту» - очень уважали иностранцы, а особенно - кубинцы). Бадалян бодро доложил комдиву ОДПЛ и на несколько минут мы попали в центр внимания иностранцев. Я стоял в   ИСП-60 и «тащился»: день «удался»! Столько приключений со снаряжением в один день, да ещё и столько внимания от иностранцев...

На фото: после удачного выхода через торпедный аппарат полигона.


* Полигон БЗЖ - Усть-Двинск Рижсккая ВМБ.jpg (21.91 Кб, 273x448 - просмотрено 2255 раз.)
Записан
баламут
Новичок
*
Сообщений: 30


« Ответ #74 : 20 Апрель 2010, 22:00:45 »

многие из этих фоток делал я
Записан
Страниц: 1 ... 3 4 [5] 6 7 ... 13   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
 
© 2007 БАПЛ "Псков"
www.baplpskov.ru
CMS HostCMS