Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Форум

Сайт Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
06 Май 2021, 10:15:05 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Войти
 
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 13   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Первый шефский корабль Пскова - подводная лодка "ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"  (Прочитано 275498 раз)
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #30 : 15 Ноябрь 2009, 22:25:51 »

Добавлю про мичмана Шмонина (и не только)…
Идёт отработка противолодочных сил Рижского ОВРа. С-191 изображает «вражескую» ПЛ, бродя в определённом квадрате, а ОВРовцы пытаются найти подлодку. Дело неблагодарное – ПЛ 613 проекта одна из самых «малошумящих», а на двигателях «экономхода» - и подавно не найти… Но вот какому-то противолодочнику повезло – по корпусу из отсека в отсек пронеслось протяжное «дзиньььь». Попали, под импульс ГАС.
Лодка начинает уклонение, меняет глубину и курс. Сначала шли на погружение, затем на всплытие. Передняя переборка отсека заметно поднимается вверх. И тут из трюма 6-го отсека раздаётся испуганный крик: - Вода! В трюме вода! Пробоина!!!
    Мы опешили, открываем лючок на митчеля (опорные подшипники лини валов, которые смазывались маслом и для контроля смазки и температуры – там был отдельный боевой пост). Видим: по колено в воде стоит заспанный митчелист и с ужасом смотрит на воду, в которой вместе с радужными разводами масла, плавает различный матросский скарб и мусор – не найденный во время приборок. Сначала показалось, что воды и в самом деле очень много, но когда пошли на погружение, вода с кормы отсека ушла совсем. Начали искать, откуда поступает вода… Обнаружили, что медная трубка охлаждения подшипника правого гребного электродвигателя от вибрации перетёрлась об пайолы и появилась течь. Перекрыли воду, о наличии воды сообщили в центральный отсек. Через некоторое время в кремальере переборки появился Шмонин со словами:
     - Ну что электрические матросы? Тонете? Спать меньше нужно! Я ещё час назад почувствовал, что лодка «расдиферентована» и начал её выравнивать! Открывайте задвижку на магистрали ГОНа (главный осушительный насос) – будем вас «спасать».
     Открыли задвижку, заработал ГОН. А вода не уходит! Проверили несколько раз магистраль, все задвижки – не качает насос! ГОН, который утром только на «проворачивании технических средств», «давил» забортую воду силой в 10 «очков», какую то лужу из отсека – не берёт! Шмонин видя такое, не утерпел – полез сам в трюм 6-го отсека к приёмному храпку помпы. Через минуту из трюма появляется его смеющееся лицо:
    - Правду говорят: Нет на флоте страшнее беды, чем матрос с кисточкой!
Оказалось, что из любви к «красоте» - приёмный храпок осушительной магистрали был «насмерть» закрашен суриком, что даже мощный насос не смог «протянуть» воду через многоразовые наслоения сурика. Мичман Шмонин посоветовал просить помощи у дизелистов и спустя час – вода была откачена ручной помпой в гальюн 5-го отсека. По приходу в базу, был объявлен «аврал» и все приёмные храпки ГОНа были в спешном порядке очищены от краски.
Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #31 : 17 Декабрь 2009, 20:37:28 »

Шмонин Н.А. проживает в городе Санкт-Петербурге. В настоящее время дружит с доктором Котовым Владимиром Ивановичем
Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #32 : 19 Декабрь 2009, 20:50:30 »

   СОЛЕНЫЙ , приветствую тебя среди нас , если есть какая информация о членах экипажа - поделись , не жмись.                                                                                 На последнем фото с удивлением узнал себя ( третий справа на заднем плане) , что навеяло воспоминания , о которых и решил написать  . Назовем их ну скажем .......          ДЕНЬ  ЛОДКИ ИЛИ ТРИ ДНЯ И  ДВЕ НОЧИ ВО ПСКОВЕ                                                  Подводная лодка  "Псковский комсомолец" имела очень тесные связи с шефами , не каждой ПЛ выпала такая удача - 6 часов автобусом от Риги до Пскова . По сложившейся традиции один год шефы приезжали на лодку , другой присылали автобус и члены экипажа ехали во Псков . 1984 год был годом поездки к шефам , но перед этим нужно было сдать ежегодные боевые задачи . Для сдачи задачи Л-3  ПЛ ушла в Лиепаю и как-то все незаладилось :то погода препятствовала ,то НАТОвские разведовательные суда не давали стрелять , а стрелять нужно было много - за всю консервацию ПЛ и за себя . Но не смотря на все трудности стрельбы прошли на "отлично" и осталось только совершить переход в Ригу - и тогда успеем к шефам . А при переходе попали в шторм и надежды на поездку уже не было . Но шефы не подвели : и автобус выслали..., и он нас ждал.... В общем как говорится - < с корабля на бал > - все бегом : построение (где зачитали кто удостоен этой чести) , подготовка формы и в путь . Во Пскове местных отпустили по домам (где-то половину делегации) , а оставшихся быстро заселили в гостиницу и к шефам . К своему стыду не помню как называлось градообразующее предприятие , хотя нас провели по всем его цехам (запомнился цех где выпускали отвертки) и в актовый зал . Там стояли накрытые столы с сухим вином и , рассадив нас строго - два моряка и две девушки , начали культурную программу( поздравление , концерт , танцы... ) . Помню замполит все удивлялся , что моряки с сухого вина так заболдели . Знал бы ты , что этажом ниже в столовой был накрыт стол по царски : с водкой и  прочей едой , по которой мы страшно соскучились (девчата расторались - традиция ) . Офицеры и мичмана время от времени в ПАРТКОМ , а мы в столовую .... Но банкет закончился и мы пошли в гостиницу . Надо сказать , что командование поселили на 1-м этаже , а нас на последнем - при этом меня как старшего по званию (за эту задачу мне обьявили 2-й статьи и отпуск - так получилось) назначили старшим и дали номер ближний к дежурной по этажу -" мол все вопросы к нему он старший". Как только отцы- командиры удалились , все собрались у меня в номере - держать совет , как нам смытся , ведь девчонки нас ждут.... А все получилось очень просто - при моем появлении дежурная (женщина лет 30 ) засмеялась - "идите , идите... я ж понимаю.... если что - вы спите.... только утром меня не подведите". Швейцар в фойе молча указал на дверь на автостоянку и .... с ориентиром на общагу  , которую во Пскове звали СТЕКЛЯШКА , мы рванули.... На подходе , в этой общаге вырубило свет и на испуганые крики и причитания вахтерши , мы ответили , что можем устранить любой выход матчасти из строя - быстро сориентировавшись ,   включили свет и получили в награду - бесприпятственный проход во внутрь . Сложнее оказалось собраться утром - один никак не находился и мы вернулись в гостиницу без него и ... вовремя ... Как только мы разбежались по номерам , ко мне в номер пришел замполит и с порога спросил все ли на месте и .... (извини за пикантную подробность ) вырубился , как только сел на кровать . Пока искали замполита , пока я сказал где он - появился и потерявшийся моряк . Потом были экскурсии в Псковско- Печерскую лавру и в Пушкинский музей-заповедник - все дорогой спали и соные бродили по достопримечательностям . К вечеру прибыли в гостиницу и командование , oставив нас на попечение старшины команды торпедистов мичмана Некрасова , куда-то исчезли . А в гостинице нас ждал бывший наш моряк , который на первом году умудрился народить 2-го ребенка и , по тем законам , ушел в запас . Решение было принято моментально -упросить мичмана отвести в < парк культуры и отдыха > , что рядом с гостиницей , а экс-моряка отправить гонцом за вином . У мичмана разболелся зуб и он сказал - "идите сами , с комендатурой у нас договоренность , если что я в номере". Казалось - удача , ан нет ,.... загребли нас в комендатуру впервые же минуты . Представте такую картину: ведет нас строем патруль б а экс - моряк с полным дипломатом вина догоняет и кричит -" вы куда?Непонимающий" Когда понял , что к чему , рванул за мичманом . Получилась накладка - при смене нарядов в комендатуре забыли упоменуть о шатающихся по городу моряках , которых не надо брать . Пришел мичман и забрал нас , правда громко кричал на дежурного лей-та , когда тот его прапорщиком назвал . Вино мы распили в гостинице , а в ночь по уже протореной дорожке в общагу..... На следующий день сьездили во Псковскую дивизию ВДВ - пообщались с десантурой - было что рассказать и посмотреть что ..... Ну , а в ночь домой -всю дорогу спали . Таким родным показался кубрик уставшим , но довольным морякам . Мне лично , эта поездка запомнилась лучше , чем отпуск на родину , а у меня он с дорогой на Дальный Восток составил 32 дня -   самолетом туда сюда 3-е суток . Вот так бывает . Злой
Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #33 : 01 Январь 2010, 13:01:08 »

Истоки, преемственность.
Капитан-лейтенант Ковальчук принял экипаж С-191 у Хайтина. Это уже был целостный организм, состоявшийся воинский коллектив, о котором  можно было только мечтать. На молодого командира бросали косые взгляды: мол, молодой, блатной (папа адмирал) со стороны мастодонтов из числа командиров лодок дивизиона, находившихся в консервации.
Командиры лодок консервации – это отдельная тема повествования в силу того, что они были людьми заслуженными – орденоносцы, исходившие тысячи и тысячи миль, имевшие более десяти боевых служб за плечами. А в рижскую базу на консервы переводились с Северов, Дальнего Востока, Магадана, С Камчатки, чтобы, дослуживая, обустроить семейный быт, а конкретнее – получить квартиру в столичном городе Риге, сколотить гараж, оформить дачный участочек, дать возможность детям получить образование. Словом, готовились к оседлому образу жизни, к пенсии. У моряков подводной лодки «Псковский комсомолец» эти офицеры пользовались уважением. Они были частыми гостями на нашем железе. Уважали их, прежде всего, за знание дела, профессионализм в ходе проведения торпедных стрельб. (Каждый экипаж ПЛ по плану БП должен был провести зачетные торпедные стрельбы.) И, хотя подготовку на аппарате ТС «Трюм» проводили и производили моряки «Псковского Комсомольца», командиры отслеживали логику и технологию подготовки к стрельбе. Были и такие, кто, не выходя из каюты второго отсека, получив доклад: « Товарищ командир, крен 0º, диф 0º, курс…, глубина…, цель…, ВИП ( величина изменения пеленга)…Торпеду к пуску приготовилстаршина первой статьи Лобченко. Торпедный аппарат №2  к стрельбе готов!» кричал: «Пли! Сынки, пли! Ой! Не пли!» Поздно! Пошла родимая. Некоторые даже крестились.
Большими друзьями экипажа были капитан 2 ранга Таран, капитан 2 ранга Погорелый, капитан 2 ранга Баринов, капитан 2 ранга Иванов. Но даже и они делиться опытом с О.А. Ковальчуком не спешили – наблюдали.
Командир дивизиона капитан 1 ранга Науменко. Все: офицеры, мичмана, моряки- проходили у него под одним именем «дядька». «Ты, дядька, на переходе повнимательней. Там штормовое ожидается. Ветер раз!» - инструктаж командиру. «Ты, дядька, мне дурру не гони, за проступок сей будешь мести аллею  с 14°° и до того столба» - это  в рамках воспитательно-наказательных мероприятий с провинившимся моряком. За это слово в  лексиконе его, боевого офицера  в недавнем прошлом, тоже командира ПЛ, звали «дядькой». Неуемной энергии был этот человек. Старенькая черная «Волга» - ГАЗ-24 – никогда не простаивала у дверей штаба. Науменко сам все контролировал, иногда перепроверяя себя. Командирам ПЛ при нем «покой только снился». Умел комдив и себя распалить, и дивизион закрутить – и все во имя дела, которому служил до самозабвения. 
Науменко  ненавязчиво учил, поддерживал, заботился о О.А. Ковальчуке. Было видно, что по-отечески любил комдив Олега Александровича. А молодой командир за свои знания, стремление учиться, передать  имевшиеся знания окружающим, умение расположить к себе скоро завоевал уважение у моряков «Псковского комсомольца» .
Но самое главное, что капитан-лейтенант Ковальчук О.А., прибыв с ПЛ Б-49 на повышение, скоренько перенял и душой принял традиции, имевшие место быть в экипаже.  По своему темпераменту и психоматике подобрал старпома. В лице капитана-лейтенанта Братченко Юрия Васильевича.
Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #34 : 01 Январь 2010, 13:02:50 »

Скажу так, Братченко Ю.В. по уровню профессиональной подготовленности был сродни Ковальчуку и в этом был ход командира «Псковского комсомольца» как психолога. Старпом знал и умел многое. Тянул на себе беспокойное хозяйство ПЛ, грамотно подключая и увлекая процессом БП офицеров., мичманов, старшин и матросов. Ю.В. Братченко – это человек действия. Службу любил, аккуратист, форму носил с шиком, с моряками – не скажу, что вежлив, - но тактичен. Всегда на «Вы» с мичманами Морковиным А.Т., Дасюком В.А., Стендерсом, Шлюниным Н.А. Особой его любовью пользовались мичман Мельник А.С., мичман Олейник, мичман Полтарака. Сам профессионал, он уважал и окружал себя профессионалами. В радиорубке ПЛ за использованное не по назначению шило, проводя воспитательную работу с поддатым мичманом Мельником, старпом шипел: «Мичман Мельник, я вас люблю, очень боюсь, что однажды Вас удавлю. Отнесите шило ко мне в каюту.»
Старпом Братченко Ю.В. ревностно следил за подготовкой вахтенных офицеров, устраивал между ними состязания на штурманских планшетах, которые проходили напряженно – до появления испарины на крутых офицерских лбах. Великолепно знал штурманию. На ПЛ «Псковский комсомолец» Ю.В. Братченко дружил с ЗКПЧ Галанжиным В.Ф. По его признанию, познакомившись с ним на борту, без предупреждения решил проверить его «на вшивость» как раз в ходе таких штурманских состязаний. И с тех пор зауважал зама, ибо Федорович решал задачи на сближение вплотную, на расхождение на заданной дистанции, определение по Крюйспеленгу, решал в легкую.
Предметом зависти, гордости и в какой-то степени озабоченности (для близких друзей) Ю.В. Братченко была его жена, по-настоящему красавица. Очень-очень красивая, эффектная, сексапильная женщина, любимая женщина нашего старпома.
Братченко Ю.В. имел допуск к самостоятельному управлению. Допуск этот достался ему непросто: некоторые ставили палки в колеса, считая, что старпом «подсиживает» О.А. Ковальчука. Не таков был Ю.В. Братченко, этот человек чести. Сам Ковальчук О.А. с иронией относился к таким гипотезам и убеждал своих вышележащих товарищей, что старпом – достойный человек.
Уходил наш старпом на повышение командиром ПЛ типа «Варшавянка», которую получали с завода в Комсомольске-на-Амуре. Набирал сам экипаж, отрабатывал его, пройдя все круги ада. Ему было оказано доверие выводить в жизнь ПЛ нового поколения. Экипаж под его командованием был лучшим.
Будучи командиром ПЛ «Варшавянка», экипаж «кроил» по образу и подобию «Псковского комсомольца». Еще скажу, занимая «собачью» должность на ПЛ «Псковский комсомолец», сбакой никогда не был. Как сложилась дальнейшая судьба Ю.В. Братченко, информации не имею. Кто знает – сообщите. А ему передавайте искреннюю признательность за школу «Псковского комсомольца», где я был одним из его учеников.
P.S. За освоение новой техники Ю.В. Братченко был представлен к правительственной награде. Я видел это представление. Очень порадовался и загордился за нашего моряка-сослуживца.
Принимая нового члена экипажа в свою семью подводников, наряду с другими атрибутами, в том числе забортной водой из плафона, подводнику выдавались кожаные тиснёные корочки: «удостоверение личности мичмана, офицера», военный билет члена экипажа ПЛ «Псковский комсомолец». Кто «плавал» на «Псковском комсомольце», тот знает, что тиснёными были корочки вахтенного журнала, журнала боевой подготовки и пр. Это была классная фишка, предмет гордости для одних и зависти для других. Таких фишек в экипаже было немало:
- Отделанная «под дерево» казарма,
- Инструменты ВИА (каких и в базовом матросском клубе не отыщешь),
- Классная ленинская комната,
- Оснащённая бытовая комната,
- Цветной телевизор, магнитофон,
- Спортивный инвентарь, мячи и т.п.
   В ленинской комнате хранились знамёна:
- «Лучшему экипажу ПЛ ВМФ комсомольского… наименование» - переходящее, но прописали его моряки «Псковского комсомольца» у себя на долгие годы (так оценивало труд командование) 
- Красное знамя псковского обкома комсомола,
- Красное знамя ЦК ВЛКСМ Латвии,
Многим, очень многим этим мы были обязаны нашим шефам:  Псковскому заводу «Псковхимлегмаш», работникам псковского обкома, горкома комсомола. За добрые дела по выводу шефских связей на новый уровень мы должны вспомнить ЗКПЧ Смирнова Владимира. Тиснёные обложки – это его рук дело. Поездки по историческим местам Псковщины в составе делегаций, а позже в полном практически составе – это он, пользуясь своим влиянием и личным старанием, привнёс как традицию, и она удачно закрепилась у нас.
Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #35 : 01 Январь 2010, 13:04:20 »

Капитан – лейтенант Смирнов В., Он же ЗКПЧ (он служил с Хайтиным, а позже с Ковальчуком О.А.), много сделал для сохранения и привнесения новых добрых традиций на ПЛ «Псковский комсомолец». Прибыл он в экипаж с высокой должности – помощник начальника политуправления ДКБФ по комсомольской работе, начальник отдела.
Капитан – лейтенант Смирнов В., был добрым штабным офицером. Обаятелен, аккуратен, но в экипаже ужиться ему было непросто. Все знают: подводники – это чернорабочие флота, независимо от званий и должности. Считали что зам. Смирнов В. Прибыл на «Псковский комсомолец», решив использовать эту должность для галочки, т. е. создать трамплин для последующего поступления в академию. Позже выяснилось, что он был не засланный, а сосланный. А именно: член военного совета ДКБФ контр-адмирал Аликов был «крутоватым» мужиком, а зам дипломатии обучен слабо, и как декабрист – далеко был от народа. Своих подчинённых (комсомольцев) использовал на побегушках. За такой стиль работы ст. л-т Смирнов В. дал ему кличку «Боцман». ЧВС прознал, откуда ветер дует, и был очень сердит, а Смирнова сослал в Ригу поднимать престиж ПЛ комсомольского наименования.
Много ЗКПЧ сделал для О.А. Ковальчука в ходе становления молодого командира. Благодарный командир ПЛ поддерживал, в свою очередь, Смирнова В. Позже капитан – лейтенант Смирнов В. успешно окончил академию, проходил службу на Северном Флоте в Гаджиево на новых поколениях АПЛ. При встрече живо и благодарно вспоминал офицеров, мичманов, матросов нашего экипажа.
Перед глазами живо встают члены экипажа – офицеры медицинской службы  старший лейтенант Яцишин Михаил и лейтенант Котов Владимир. Не имея каюты, они дислоцировались под софитами во 2ом отсеке. Обеденный стол офицерской кают-компании использовался, в случае надобности,  как операционный стол. Служили они на ПЛ в разное время, но стиль, поведение, отношение к делу были типичными. Не считаясь с личным временем, если кто-то приболел, они ставили на ноги несчастного основательно. Эти офицеры и сами были основательными людьми. Брали, чтобы иметь практику, дежурства нашем и гарнизонном госпитале, резали, шили, диагностировали, постоянно совершенствовали свои спец. знания, дабы в неурочный час прийти на помощь нам – морякам. Яцишин М., Котов В. не чурались никаких поручений, легко могли нести вахту, правда, при стоянке ПЛ на якоре. Старший лейтенант Яцишин был у нас партийным боссом. Умел ладить с людьми, но и спросить мог.
Высочайшей личной примерности по отношению к делу, личному поведению, семейным отношениям были эти офицеры. Думаю, что и в жизни они нашли себя.
Позволю себе вспомнить поконкретнее об упомянутых мною ранее товарищах. Мичман Олейник, он же вещевик, он же финансист, он же рулевой, он же симпатяга, лихой, но, по моему мнению, не реализовавший себя до конца. Разве были у нас проблемы с формой одежды, продуктами питания? Олейник оббежит всех и вся, но экипаж обеспечит. Честный человек, никогда не «крысятничал».  Кто-то вспомнит, что под лестницей у входа в казарму  на первом этаже была шхера. Там в ящиках и навалом хранились излишки. Продуктов (консервы, «лосось», «сайра», паштеты, рис, гречка, сухари, хлеб        спиртовый, куры консервированные) – резерв, созданный за счет экономии –  ловили треску на дергалки в точках – Олейник хранил на «черный день».  Себе не возьмет, а матросу, убывающему в отпуск, выдаст в качестве подарков для мамы. Командование знало о благодетеле Олейнике и никогда не налагало запретов. Но зато с прибытием к нам  друзей в лице псковских шефов столы были обильными, а на столах не шило, нет – вино «Токайское», вместо сухого «Бычья голова». Погиб наш Олейник трагически. Царствие ему небесное.
« Последнее редактирование: 05 Январь 2010, 19:06:24 от Солёный » Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #36 : 01 Январь 2010, 13:05:45 »

Продолжение следует...
Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #37 : 03 Январь 2010, 22:15:21 »

Продолжение следует...
Ждём : ))) Очень интерестно, а кто скрыт под ником "Солёный" Непонимающий : )))
Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #38 : 05 Январь 2010, 16:15:04 »

 Наконец-то появился среди нас человек обладающий информацмей . О том , что Михаила Олейника убили в подъезде - информация до меня доходила , а недавно прошла инфа о том . что года 3 назад похоронили и м-на Мельника . Помню и комдива - неплохой дядька .Довелось мне в январе 1985 г пообщаться и с ЧВС ДКБФ на предмет предстоящей командировки в Сирию , только не помню его ФИО и не знаю о нем ли упоминает Соленый. А продолжение - конечно же ждем с нетерпением .
Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #39 : 05 Январь 2010, 19:58:35 »

Морякам ПЛ "Псковский комсомолец" - людям моря - братишки! Поздравляю вас с Новым 2010 годом. Добра, здоровья и благоденствия Вам! До сих пор живу чувствами и глубоким расположением к Вам, мои друзья.
Знайте, служба моя среди Вас для меня как песня.
Сашок, на твои впечатления и воспоминания о пребывании во Пскове скажу: "Всмотрись в глаза офицерам в лице кап. 1го ранга Андросенко А.И. - ЗКПЧ дивизиона ПЛ, кап. 1го ранга Гнатюк Д.И.- командира дивизиона ПЛ, других руководителей делегации... Это с их одобрения были накрыты столы для моряков этажом ниже, дабы дать возможность им раскрепоститься и расслабиться. Согласись, что не было среди нас пьяниц и алкоголиков! Этот шаг - дань уважения и расположения за наш беспокойный труд, за верное служение Отечеству." А руководил процессом приема на "Псковхимлегмаш" рабочий, орденоносец, член бюро ВЛКСМ завода Володя Иванов. Какие вы все замечательные, по-мужски красивые и мужественные на фотографии в Пушкиногорье, рядом с героем Социалистического труда директором Пушкинского музея-заповедника Семеном Степановичем Гейченко! Живите с миром! Обнимаю, жму лапу. Ваш Соленый.
А о членах нашего экипажа 1980 - 1985гг. повествование в раделе "Люди моря" ждите.
« Последнее редактирование: 05 Январь 2010, 20:01:12 от Солёный » Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #40 : 06 Январь 2010, 04:49:32 »

  Поздравляю всех с РОЖДЕСТВОМ !!! Здоровья и благополучия , поменьше потрясений в это непонятное время .  

Соленый , а у меня были сомнения , что во Пскове кто-то руководил всеми нашими вольностями . Да и старшим меня оставили неспроста , ведь были среди нас и в таком же звании и по сроку службы постарше меня . Ну, а с продолжением не затягивай - интересно , да я думаю и не только нам - морякам ПСКОВСКОГО КОМСОМОЛЬЦА .  
« Последнее редактирование: 06 Январь 2010, 22:10:07 от Митя » Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #41 : 10 Январь 2010, 15:29:02 »

В службе снабжения не покладая рук трудились мичман Полторака, матрос-кок Гена Давыдов, сочинский парень Игорь Иванов.
Для информации и понимания: мичман  Полторака был названым братом командира О. А. Ковальчука. Именно командир подтянул его на службу в наш экипаж.
Наши коки – кормильцы и поильцы - Г. Давыдов, И. Иванов до службы работали в ресторанах г. Батуми, г. Сочи, готовили старательно такие вычурные кавказские блюда, что моряки жаловались если только на остроту (мол, перца, базилика многовато): кокам из дома родственники посылками доставляли приправы и соусы. Получив очередную посылку, друзья-моряки иронизировали: «Опять тонну вонизма в наши желудки.» Экипаж коки баловали в части жора. С 3-х до 4-х утра на ходу сменам можно было попотчеваться батоном, отварной картошкой в мундирах, огурцами или зелеными солеными помидорами, чаем. С утра после «собаки» ух как на жор пробивало!
Старшина 2 статьи Гена Давыдов, уволившись, долгие годы ходил в море из Новороссийска. Сейчас проживает с семьей, имея собственный дом в г. Краснодаре. Случайно встретившись с ним на рыночной площади, обнявшись, сцепились мы с ним и долго тряслись наши плечи от рыданий буквально, а потом никак не могли мы друг на друга насмотреться и наговориться. Всё разговоры и воспоминания о людях, наших добрых братьях-моряках «Псковского комсомольца»

Нет больше счастья, чем борьба с врагами,
И нет людей, подводников смелей,
И нет нам почвы тверже под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.

Будут еще долго снится мне робы да пилотки  - да куда ты денешься из подводной лодки!
До сих пор свои дела и поступки в часы раздумий соизмеряю применительно к людям долга – нашего экипажа.
Меня связывают чувства доброй мужской дружбы с матросами, а впоследствии и со старшинами Лехой Максимовым (баянист, гитарист отличный, специалист-электрик, авторитет для многих, не случайно избранный секретарем партийной организации)  Сергеем Жуковым (коренной пскович), Сашей Ленёвым (трюмный),  Геной резниковым (электрик, сменил Л. Максимова, был секретарем комсомольской организации). Очень скромный, воспитанный, но всегда готов к действиям в лучших проявлениях, С Линёв мог дебатировать с мичманом Шмониным Н.А., был энергичным, недюжинной природной силы, обаятельным, скрупулёзным. Основательный человек, ценил дружбу и умел дружить. В ходе обучения доставалось от С. Линёва м-у Олегу Самойленко – трюмному. Олег вырос в экипаже быстро. Имел аналитический склад ума, добрый, предметный человек. Его обаяние, доброжелательность умиляло «жителей» ЦП 3го отсека. Из числа матросов 3го отсека выделялся электрик штурманский – Саша Онисько. Немногословный, статный дальневосточник был надеждой и любимчиком у штурмана мехнева и у боцмана Байши. Было за что. Не лез «на глаза», но дело своё знал, знание совершенствовал неустанно, был ровным не многословным, но всё понимающим и многое видивший и слышавший. В повествованиях на сайте я узнаю именно его почерк(не думаю, что ошибаюсь) Саша Онисько уходил на Сирийский экипаж к командиру Матвееву. Служил в Сирии достойно. Новым сослуживцем уши прожужжал воспоминаниями о С-191 и всегда сравнивал: «А у нас на «Псковском»так было…», «на 191-й это бы не прокатило…» Спасибо тебе Шура за память. Пока ты в меридиане – и мы будем соответствовать.
Моряк, старшина электриков Серёжа Борисов, я тобой умиляюсь! Прибыл на лодку совсем мальчиком и насколько стремителен был его рост, прежде всего как спеца. Благодаря личным качествам, немножко обстоятельствам, в которых оказался, Серёга возмужал, его зауважали. Заматерел, во 2м отсеке был хозяином. Как ласка нырял в аккамуляторную яму для братания с шинными соединениями. Вёл фотолетопись нашей жизни, быта. Обеспечивал живучесть 2го отсека.Отношения с офицерами, мичманами, моряками строил не спонтанно, а продуманно, основательно. Был активным участником новогодних представлений. Припоминаю новогодний вечер с костюмами из рижского драмтеатра. Всем экипажем лепили пельмени в огромном количестве, коих хватало на несколько праздничных новогодних дней, даже на завтрак 1.01 не ходили. Да, ещё 1.01 без подъёма отсыпались, как кабаны в коечках в течении дня. Лафа! Столы в Ленкомнате, вино, песни, новогодние прикольные стен и фотогазеты. Телик до упора не смотря на установки штаба: «00.15 – л/с отбить, доложить!» У нас же двери казармы изнутри запирались на швабру и под ответственность ЗКПЧ моряки отдыхали в удовольствие. Умел В.Ф. Галанжин создать одомашненную обстановку. Только теперь понимаешь, командование непременно посещало железо, где тянули вахту ну самые ответственные. И на железе наполнялись кружки «Токайским» по чуть-чуть, в рамках разумного, по семейному. В моряцком кругу ежегодно встречал Новый год Анатолий Тереньтьевич Морковин. Уроженец Липецкой области. Более 30ти лет проходил старшиной команды на ПЛ пр. 613. «Похоронил» пять единиц ПЛ. Влюбившись, однажды, в молодости он пронёс любовь к одной единственной женщине через всю свою жизнь, так и не связавший себя семейными узами с другой женщиной. Вот такая любовь зараза. Фотографию этой красивой с живым русским лицом, с косой А.Т. Морковин каждый раз убирал с трюмо (чтобы не было лишних расспросов), когда в его аккуратной, по флотски всегда чисто убранной квартире в Болдерас мне приходилось прибывать. Прости меня Большой Человек Тереньтьевич.  
Совсем непродолжительное время мне пришлось служить с лейтенантом – инженером Сашей Смирновым – командиром группы движения БЧ-5. Борис Николаевич Бадалян в то время командир БЧ всегда куда-то бежал, что-то доставал. Надёжной опорой у него были мичмана и обученные старшины. По моему глубокому убеждению костяк профессионалов С-191 составляли мичмана. Они и меня без внимания не оставили и лейтенанта Смирнова натаскали в лучшем виде. Была у А. Смирнова офицерская стать, основательность. Не строил он лжедемократических отношений с подчинёнными учась у них премудростям поведения на железе. Смирнов А. был дружен с мичманами, а за незаурядный ум, высокий интеллект, умение строить отношения с людьми я его уважал. Был у него здоровый внутренний жизненный стержень. Было у него что-то домашнее. Наблюдалось отсутствие необходимой нагловатости, в отличии от других. Вот такие мы разные подводники.
Закваска л-та Смирнова А. была замешана на добропорядочности. Думалось мне, что он станет хорошим. Большим руководителем, авторитетным покровителем всех «сирых» и обиженных.
Были и среди подводников Порядочный и Непорядочный человек.
Так вот Саша Смирнов был Порядочный офицер, человек.
Значимыми людьми в экипаже были старшины:
Ст. 1 ст. Олейников Иван из Талды-Курганской обл. Казахстана (не путать с м-ном Олейником)
ст. 1 ст. Лобченко – торпедист
ст. 1 ст. Щербаков – связист
ст. 2 ст. Виноградов А. – сигнальщик – поступил в военно-морское политическое училище со службы. Где ты Лёха?
Этот список можно было бы продолжать и продолжать. Ещё раз простите меня, кого не упомянул. Присутствует и такое, что всматриваясь в фото – чувствуешь, знаешь сущность сослуживцев, а фамилию подзабыл.
У меня предложение: Вывесить по БЧ фамилии парней, указав годы прохождения службы.
Оказавшись в новых жизненных условиях, очень хочется надеяться, что упомянутые мной и не только, наши мужики, пройдя эту подводную школу жизни, службы на «Псковском комсомольце» стали достойными гражданами, мужьями, отцами, сыновьями.
Мне всегда виделось, что большинство из наших закончат институты, техникумы, академии и не потеряются в жизненных параллелях и меридианах. Только так держать! Псковским! Не считайте зазорным посетить клуб юных моряков в г. Пскове. Окунитесь ещё раз возвратив свою память к тому сланному периоду жизни в прочном корпусе С-191! В г. Пскове проживают свидетели нашей исторической дружбы – это добрые друзья экипажа, кто цементировал нашу связь с Псковской землёй, людьми псковщины:
Работники Псковского обкома комсомола 1981-85 гг: Никифоров Игорь, Иванова Елена, Веселов Терентьева. Дай вам Бог ребята!
Будем жить! Будем хранить память, поддерживать друг друга. А для этого морякам псковского комсомольца следует организоваться. А почему бы нам не провести назначенную встречу. В день рождения нашего корабля 14 августа. Следует эту тему обговорить.
Жизнь подводницкую, людей наших знаю не по наслышке. Я вас всех люблю братишки.
« Последнее редактирование: 17 Январь 2010, 18:53:03 от Солёный » Записан
Солёный
Новичок
*
Сообщений: 19


Всё пропьём, но флот не опозорим!


« Ответ #42 : 10 Январь 2010, 15:29:32 »

Значимым человеком в экипаже был м-н Мельник А.С., старшина команды БЧ-4(связь). Ветеран нашего корабля, блестящий специалист. Его станции связи «Щуки», «Окуни» всегда вовремя обслужены, блоки ЗИП на них, Мельник сверх всяких норм в нарушении секретности хранения рассовывал по шхерам. На ходу в их рубке всегда жарко от работающей аппаратуры и напряжения. Небыло случая, чтобы мы когда-нибудь остались без связи, или чтобы сеанс прошёл с нарушением. Многих и многому научил Степаныч. Матросы, старшины, в свою очередь никогда бы не подвели своего шефа. М-н Мельник А.С, был отчаянным, очень подвижен, на вид мелкий, но очень энергичный человек. Примером в личном поведении Степаныч не был, но профессиональные морские качества были на высоте. Служака в хорошем смысле этого слова. Дасюк В.А, Шмонин Н.Н. «достанут» его – он всех пошлёт, «взорвавшись». А через минуту улыбается в поседевшие усы, озорно поблёскивая глазами.
Особняком стоит фигура м-на Некрасова В. – старшины команды торпедистов. Работяга! Заказать торпеды, произвести их проверку, получение, доставку, погрузку, выгрузку, грамотно составить отчёты, «обработать» плёнку за весь дивизион консервации – всё это тянул в одной упряжке с А.Л. Синицыным. В то время шило – это движущая, во многом, сила. Некрасов В. шило имел канистрами. Бывало припадал к животворящему источнику, за что ему доставалось. Не мог В. Некрасов обходиться без друзей, а их у него на минно – торпедной базе было множество. Среди членов экипажа его отличали основательность, добросовестность, доступность, доброжелательность. Он имел все характерные черты моряка-подводника.
В разгар выполнения планов БП летом 1984 года мы провожали кап. 2 ранга Ковальчука О.А. – нашего командира для поступления в Военно-морскую Академию.
На период его отсутствия корабль принял кап. 2 ранга Погорелый – опытный, заслуженный моряк. Экипаж ему очень нравился за отработанность по всем видам расписания. Погорелый легко сходился с моряками, был добряком и симпатягой. Но мы всегда помнили, что обязаны оказать поддержку О.А. Ковальчуку в этот период. Подвести командира мы не имели права. Достаточно сказать, что возвратившись в Ригу в сентябре – на пирсе нас встречал к-р 2го ранга Ковальчук О.А, - уже слушатель Акатемии с цветами – роскошным букетом гладиолусов и бутылкой шампанского.
На смену О.А. Ковальчуку экипажу, ком. Бригады контр-адмиралом Колайдой представлен был новый командир – кап. 3го ранга Верещагин Николай Николаевич. Выпускник Бакинского ВВМУ опытный моряк-подводник. Типичный представитель воина периода холодной войны. Имел за спиной десяток дальних походов и не типичный для нас стиль работы, управления. Н.Н. Верещагин службу строил не на докладах, а во все вникал лично. Знакомился с людьми, отслеживал и оценивал людей по делам их. Подчёркнуто заботлив был о людях, о их взаимоотношениях в экипаже, в семье. И если он знал больше о способностях, особенностях поведения моряка, чем командир БЧ, старшина команды, застыдит такого начальника.
Н.Н. Верещагин имел кладезь знаний по боевому пременению оружия ПЛ, использованию технических возможностей корабля, его механизмов. Он вдохнул новый импульс энергии и это нас радовало.
Богатырского телосложения – открытое лицо, выразительные глаза, волосы цвета зрелой пшеницы. Очень доброжелательный человек. В озабоченном виде – сдвигал брови, морщил и тёр лоб. Руки – грабли, кулаки пудовые. Любил шутки и сам подначивать любил. Имел машину Жигули шестой модели красного цвета. Летала эта машина по нуждам экипажа и для командира не было зазорным творить добро для членов экипажа.
Надёжной опорой для командира – кап. 3го ранга Верещагина Н.Н. были матросы, старшины, мичмана и офицеры. Я не припоминаю вопиющих случаев неуставных взаимоотношений (в их худшем проявлении).
Заметно было, как под воздействием методик управления, воспитания, коими владел а по ходу и осваивал Н.Н. Верещагин подтянулись офицеры, особенно как совершенствовались и зарождались новые, красивые традиции. ПЛ С-191 «Псковский комсомолец» под командованием кап. 3го ранга Верещагина Н.Н. становилась в завод.
«Господа офицеры одевайте свой смокинг, доставайте заначки – мы встаём на кильблоки быть в долгах – как в шелках, я и боны продам, всё пропью в кабаках Болдарая…»
- «На флоте остались только те, кто пьёт лошадиными дозами – и при этом не теряет рассудка.»
« Последнее редактирование: 10 Январь 2010, 16:15:33 от Солёный » Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #43 : 11 Январь 2010, 21:30:04 »

Солёный так хорошо написал про наш экипаж, что захотелось прямо сейчас вернуться туда – в юность, на свой корабль : ))))
Ниже выкладываю несколько фото (сразу извиняюсь за качество – время не щадит не только фотографии…). На первом фото первый слева – мичман Мельник (с бутылкой). А хитро  поглядывает на него (ну прямо по «ленински») – естественно мичман Байша….
Второе фото – опять же Мельник. Этому фото в те годы вполне подходила подпись : «Наш ответ империализму».
Про встречу Солёный хороший «камешек» забросил : ))) Только вот где самое лучшее место для встречи? Там  где есть ещё подлодки 613 проекта (в РФ три музея на базе таких подлодок), или же всё-таки Псков? Да и насчёт даты немного неясно....



* 13.jpg (323 Кб, 957x656 - просмотрено 2373 раз.)
« Последнее редактирование: 11 Январь 2010, 21:33:20 от Dis » Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #44 : 11 Январь 2010, 21:35:42 »

Второе фото


* ответ импириализму.jpg (29.64 Кб, 448x313 - просмотрено 2323 раз.)
Записан
Страниц: 1 2 [3] 4 5 ... 13   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
 
© 2007 БАПЛ "Псков"
www.baplpskov.ru
CMS HostCMS