Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Форум

Сайт Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
06 Май 2021, 09:07:33 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Войти
 
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 13   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Первый шефский корабль Пскова - подводная лодка "ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"  (Прочитано 275470 раз)
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #15 : 02 Июль 2009, 20:48:55 »

Вполне с Вами согласен, почему-то от рук таких вот "отморозков" гибнут замечательные люди!

Ну чтож. пойдём далше?

ЗКПЧ»Псковского комсомольца» капитан-лейтенант Галанжин Виктор Федорович
Почитав, как в последнее время принято писать про замполитов, понял, что и с Замом нашему экипажу тоже повезло – Замполит был «нормальным мужиком». Своё, он конечно требовал, но зато и много хорошего сделал для экипажа. Галанжин часто устраивал «культпоходы» - под это определение включалось всё: походы в кинотеатры Риги, зоопарк, театры, музеи да и просто сходить покупаться на Рижское взморье, разве плохо? Причём в основном – в личное время замполита, когда он вполне мог отдыхать в кругу семьи, но если поступала просьба от матросов – организует. Как заметно было – Замполиту нравилось служить, даже «драл» матросов за проступки Виктор Фёдорович с удовольствием!
     На «самоуправление» Замполит сдал в кратчайшее время и хотя статус «направляющего органа» вполне позволял «откашивать» от ходовых вахт, Замполит этим не пользовался, а вполне грамотно нёс вахты. К моему сожалению не знаю, как в дальнейшем сложилась судьба Галанжина В.Ф., но если вдруг кто его знает, передайте, что его до сих пор вспоминают – с уважением.
Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #16 : 17 Июль 2009, 19:27:40 »

Бывший ЗКПЧ подводной лодки ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ Галанжин Виктор Федорович сейчас в Рязани работаетв МЧС Это пока вся информация о нем                               
Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #17 : 17 Июль 2009, 20:34:26 »

Небольшая справка об С-191 -данные до 1984 года взяты с сайта ШТУРМ ГЛУБИНЫ ,А остальное - личные воспоминания и воспоминания офицеров служивших на ней.                                                                                                                         
С-191 «Псковский комсомолец»                                                           
1 июня 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка                                                                                     
9 июня 1955 года спущена на воду  и зачислена в состав 8-го ВМФ 156-й БрПЛ 17-й ДиПЛ с базированием на Усть-Двинск(Рига, Латвийская ССР).                                                                                       
31 октября 1955 года вступила в строй.                                                                                                                          
3 июня 1966 года присвоено почетное наименование "ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"                                                                                                                                                                 
КОМАНДИРЫ                                                                               
1 Гонтарев (1965-1967)                                                                                         
2 Белов     (1968-1971)                                                                                             
3 Прокофьев (..?-..?)                                                                                            
4 Хайтин    (..?-..?)                                                                                             
5 Кавальчук (..?-1984)                                                                                         
6 Верешагин (1985 )                                                                                                                                                                                               
октябрь 1984- осень 1985 ускоренный средний ремонт в 177 военном заводе г Рига . После успешных ходовых испыеаний ушла в п Лиепая , где после замены экипажей с С-283 " ВЛАДИМИРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" перебазировалась в  г Палдиски 157 ДиПЛ                                                                                                                 

КОМАНДИР                                                                                                         
7 Маслов   (1985-1989)                                                                                                                                                                                           
лето 1989 приняла участие в учениях сил стран Варшавского договора                                                                                                                                                     

19 апреля 1990 года исключена из состава ВМФ в связи со сдачей  в ОФИ для демонтажа и реализации             
23–25 июля 1999 года в Пскове находились 14 членов экипажа атомной подводной лодки «Псков». Им торжественно вручили знамя подводной лодки «Псковский комсомолец», которое находилось на хранении в комитете по делам молодежи Администрации Псковской области. Теперь знамя будет храниться на подводной лодке «Псков» (Б-336, проект 945А).
« Последнее редактирование: 17 Июль 2009, 22:18:08 от Митя » Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #18 : 18 Июль 2009, 08:07:59 »

Продолжу рассказ о командовании С-191 изображенном на фото , начатый Сергеем Борисовым .                                                                                                                
Следущий за ЗКПЧ Галанжиным стоит капитан-лейтинант Синицын , в то время командир БЧ-3 (минер) . Очень умный  професионал своего дела - отличные торпедные стрельбы в большей части его заслуга , а стрелять их ему приходилось много . В 1985 году заступил на должность СПК С-191 - как известно должность старпома обязывает быть строгим , но его строгость была справедливой . После того как экипаж С- 191 в полном составе перешел на С-283 "ВЛАДИМИРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ "  -  СПК , а затем командир этой ПЛ . Я как-то на одном сайте-форуме прочитал иронию о том , что "ВЛДИМИРСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"   под командованием Верещагина  , а затем и Синицына утром ушла на торпедные стрельбы , а в 17 -18 часов уже в базе . Так это традиция экипажа "ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ " ( лодку поменяли , а экипаж остался и соответствено традиции ) , что вату катать - загрузили торпеду-вышли в полигон-погрузились- грамотно вышли на цель - стрельнули на отлично и в базу .      Дальнейшая судьба Синицына - академия , затем преподавал в учебном центре в Обнинске .                                                                                                                    

Следущий - капитан -лейтинант Сергей Мехнев  , командир БЧ 1-4 ( штурман ) .Мой непоредственный командир - очень , очень грамотный штурман со спокойным характером , который из меня  сделал штурманского электрика ПЛ ( ведь учебка-это так знакомство с местом предстоящей службы) . К сожалению мне с ним довелось прослужить только год и с С-191 мы ушли в одно время - он на повышение я на другую ПЛ . О себе , из скромности , он пишет мало , но известно , что службу он закончил в 1991 году в звании кап-3 и в должности флагманского штурмана 157-й бригады (Палдиски)  , где заканчивала свою службу и С-191 . Сейчас Мехнев живет в г Рига , где работает по своей професии-морячит .                                                                                                                      

Следущий-капитан-лейтинант инженер Борис Бадалян , командир БЧ-5 (механик) .  По поводу приставки инженер есть такая быль- на ПЛ , где я служил после С-191 , штурман спрашивает механика - "почему у тебя кроме звезд на погонах еще и эмблема есть". А мех отвечает- "ты просто лей-т , а я лей-т ИНЖЕНЕР".  Когда во время очередного выхода в море мех имел неосторожность кинуть свою шинель в ЦП , штурман попросил молодого бойца спороть пуговицы ( мол хочу с позолотой пришить ). А другого - попросил пришить железнодорожные , что тот и сделал . Все бы ничего , да Рига город , где академии и патруль офицерский есть , вот и попал мех за нарушение формы (пришвартовались  , мех по инерции шинель схватил и домой)  . Долго потом над инженером смеялись .                                                                                                                
Вернемся к командиру БЧ-5 - в том , что на С-191 не было ЧП , его заслуга (мелочи не в счет)  . На каком-то сайте- форуме читал обиду одного мех-ка  , что Бадалян ,когда заступал по живучести ПЛ , замучил его лодку  тревогами , а он в отместку гонял  лодку Бадаляна - ну это же дохлий номер , разве что посмотреть как работают спецы именой лодки . Ведь на С-191 , да и затем на С283 (я уверен-традиция экипажа....) отрабатывали БЗЖ в темноте и под секундомер , соревнуясь между сменами(при свете было уже не интересно) . К тому же каждый член экипажа осваивал еще одну специальность . Я к примеру , будучи шт-м эл-ком , мог заменить трюмного -  вплоть   до поста погружения - всплытия , а трюмный Олег Самойленко -меня штурманского(ну очень его тянуло к "умным" приборам) . Что кстати и делалось-если Олег в ЦП , то я мог оставить гирокомпас на проверке или на "приходе в меридиан" и спокойно отлучится на часика 2-3  , зная что все будет окей . Бадалян же служил затем в Ливии , потом на Новой Земле . Сейчас вроди-бы живет в Петродворце .                                                                                                              
Вот так вкратце . Может Сергей Борисов что-то добавит еще - БЧ-5 это его БЧ .


* Командование-С-191-конец-19.jpg (32.51 Кб, 600x453 - просмотрено 3010 раз.)
« Последнее редактирование: 18 Июль 2009, 13:10:33 от Митя » Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #19 : 18 Июль 2009, 23:55:41 »

Конечно добавлю, Александр!  Улыбающийся
   В Болдерае все знали, что «самый хитрый из армян – это Боря Бадалян». Если что-то нужно для корабля – Бадалян достанет или украдёт – однозначно! Балагур и прикольщик – он даже в тренировках по БЗЖ находил место юмору.
Отрабатываем БЗЖ «пожар в шестом отсеке», вводные и доклады идут по размеренному: - «горит правая станция управления главными гребными двигателями, центральный, производим отключения, готовим станцию к тушению пожара». Бадаляну становится вижу скучно, он подойдя к «Каштану» и взяв загубник маски в рот, начинает взволновано кричать (иммитуруя акцент, которого у него не было):
- Вай цынтралный! У нас балшой праблем!!! Горит слюшай всё! Тушим, тушим-не памогат слюшай!
В центральном насторожылись и через пару минут:
- шестой, шестой – это ТРЕНИРОВОЧНО?Непонимающий
– Да, тащъ, командира! Тренировачно! Слющь памому уже не гарит, уже патушен всё памому цинтральный!!!
В общем тренировки проходили с «огоньком». С личным составом всегда был честен, что обещал – всегда выполнял, а если пообещает «отодрать» в случае невыполнения какого либо задания, то «отдерёт» на «пять» - можете не сомневаться! Будь здоров, Командир БЧ-5!
Борисов Сергей
Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #20 : 28 Сентябрь 2009, 18:40:23 »

Продолжим знакомиться с экипажем «Псковского комсомольца».
Итак: старшина команды электриков мичман Дасюк Василий Архипович. Многое об этом человеке, наверное - скажет тот факт, что на корабле его в основном звали по имени-отчеству.
     Мичман Дасюк  профессионал в своём деле и не терпел, когда к его оборудованию относились с «прохладцей». Я, конечно же, говорю о матросах срочной службы, которых мичман неустанно «натаскивал» всем премудростям в повседневной службе электрика на дизельной ПЛ. По характеру Мичман Дасюк был немного «взрывной» (похоже тут, сказывались его «южные» корни), но быстро отходил и всегда признавался в этом, если был неправ.
     Свой корабль и своё дело любил, вы бы видели, с какой аккуратностью он заполнял чистовые «Аккумуляторные журналы» примостившись на своей «конторке» (небольшой письменный столик с приваренным к нему и пайолам, небольшим пуфиком в корме 6-го отсека) после проведения зарядок АБ! А ведь наверняка - эти журналы никто и никогда больше не открывал. Мичман Дасюк, ценил юмор и в трудные минуты умело поддерживал «рабочий» настрой в команде. Однажды - на отработке противолодочных сил Рижского ОВРА, мы в определённом квадрате изображали «ПЛ противника», ходили на двигателях эконом-хода (электродвигатели небольшой мощности, поэтому с малой скоростью и практически – бесшумно). Несколько часов нас не могли обнаружить и «поднять» противолодочники. А муфта правого двигателя за это время сильно нагрелась и ремни, которыми передавалось вращение на вал винта – начали проскальзывать и дымиться. «Испытанное средство» от такого проскальзывания – добавление крошки канифоли под ремни – не только не помогло, но ещё усилило задымление отсека…
     О всплытии, не могло быть и речи – это срыв боевой задачи! Пришлось переходить на работу главным гребным электродвигателем правого борта и включаться в ИДА-59 (изолирующие дыхательные аппараты). Мичман Дасюк помню, всё время нас подбадривал: ничего, пацаны держитесь! Зато будите – не только «просалёнными» моряками, но ещё и «прокопчёнными»!
     Был ещё один забавный случай: прибыло новое пополнение, Василий Архипович выбрал из всего пополнения электрика, начал его опрашивать, в какой учебке проходил подготовку, на каком проекте ПЛ специализировался и так далее. Дошло до фамилии, тут матрос отвечает – Незнаев! (Сашка, здорово : ))). Мичман видимо не расслышав фамилию полностью, сильно удивился: -Как это ты не заешь? Фамилия твоя, как?
Матрос повторяет: - Незнаев! Дасюк начинает «закипать»: -Ну ты, военный даёшь! Последний раз спрашиваю: -Как твоя фамилия? Матрос уже видимо не раз «попадавший» в подобные переделки поясняет: - Товарищ мичман! Моя фамилия – НЕ ЗНА ЕВ! Дасюк сняв фуражку почесал вспотевший лоб, сделал заключение: - А что, подходящая фамилия для матроса – всегда можно «выкрутится»! В общем, пошли – будешь у нас электриком.
     Говорю не только от себя, а от всех, кто служил рядом с Василием Архиповичем – это был настоящий Подводник! (и зная, что сейчас у него проблемы со здоровьем) говорю: Здравия желаю, товарищ мичман!
С уважением, командир второго отсека (в запасе) Борисов С.
(на фото, на переднем плане - слева мичман Стендерс, справа-мичман Дасюк


* 2.jpg (134.64 Кб, 945x664 - просмотрено 2530 раз.)
Записан
Михаил Хайтин
Новичок
*
Сообщений: 1


« Ответ #21 : 30 Октябрь 2009, 01:09:25 »

Я был очень рад найти здесь столько информации и фотографий о подводной лодке, которой много лет командовал мой отец - капитан 2 ранга Даниель Яковлевич Хайтин. После увольнения в запас в 1983 году он работал начальником плавдока на СРЗ в Мангале, затем - инженером по технике безопасности на ЭМЗ в Болдерае. В 1990 году он плакал, когда узнал о судьбе своей лодки.В 1993 году он уехал в Германию на ПМЖ и в прошлом году умер в Эссене у меня на руках. У меня осталась его командирская лодочка, кортик и лодочные часы, многие годы служившие вместе с ним на "Псковском комсомольце"... Они лежат вместе с моим поплавком, полученым в ВВМУ им. Фрунзе в 1993 году. Так сложилось, что иметь свою собственную командирскую лодочку мне не суждено. Еще осталось много фотографий, потрепаный номер "Freie Welt" и воспоминания.... Фотографии я как-нибудь выставлю, там есть интересные кадры. Возможно, кто-то узнает себя... Недавно мама нашла дома обложки для документов с тиснением "Член экипажа ПЛ ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" и "Удостоверение личности офицера ПЛ ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ". 

Еще ребенком я много времени проводил на лодке, когда она была не в море... Лет в 5 или 6 я сбежал из дома, пробрался в бригаду и несколько часов ждал на стенке возвращения лодки. И дождался... Правда, получил потом как следует, но был ужасно горд тем, что дождался и даже на ней ночевал... Помню парады на Даугаве на день ВМФ; помню запахи лодки; помню стук компрессора, слышный на весь Усть-Двинск; помню помню вкус шоколада, который отец приносил домой после походов; помню сирену при заходе лодки в базу... Уже лет в 5 я точно знал, что тоже стану моряком - как отец и дед... В 17 лет я уже был матросом на танкере ВТН-2, наверняка хорошо известном многим... Потом - 2 года в морской пехоте на Севере и 5 лет учебы в Питере... При мне в училище было как минимум 2 офицера, служивших в свое время на "Псковском комсомольце". Фамилии, к сожалению, я уже забыл.

Отец до самой смерти внимательно следил за подводным флотом России, покупал все книги о подводниках, выходившие на русском языке. Фильм 77 метров он засмотрел так, что диск уже стал барахлить... Незадолго до смерти он мне сказал, что с "Псковским комсомольцем" связаны самые лучшие годы его жизни... Надеюсь, что тут есть те, кто знал его. Он до конца был членом экипажа...
Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 819


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #22 : 30 Октябрь 2009, 21:09:22 »

Спасибо, что написали.
Если у вас есть фотографии, присылайте на мой эл.адрес: ODA63951@yandex.ru
Этот раздел на сайте сделан для Вас, для всех чья судьба каким-либо образом связана с
подводной лодкой "Псковский комсомолец".
Общайтесь, находите друг друга, пишите о своих воспоминаниях и т.д..
Посторонних сюда я не  допущу.
Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #23 : 31 Октябрь 2009, 18:19:12 »

Я был очень рад найти здесь столько информации и фотографий о подводной лодке, которой много лет командовал мой отец - капитан 2 ранга Даниель Яковлевич Хайтин.

Добрый день, Михаил! Хорошо, что прибывают те, кому дорога память о подводной лодке С-191! Ждём фотографий, воспоминаний...
    Прочитал о Ваших детских воспоминаниях и как будто снова побывал в Усть-Двинске : ))) Ещё просьба: посмотрите пожалуйста в домашнем архиве, точные даты когда Даниель Яковлевич был командиром подлодки. Это необходимо, для уточнения истории С-191.

Помню парады на Даугаве на день ВМФ; помню запахи лодки; помню стук компрессора, слышный на весь Усть-Двинск
Всё это узнаваемо и для меня... (единственное уточнение - "стук компрессора" - это скорее всего звук выхлопа дизелей, когда ПЛ "била зарядку", тоесть вела зарядку батарей от дизель-электрических двигателей ПЛ). Сколько я их выполнял сам-несчесть наверное : )))

с огромным уважением, Борисов Сергей



* 12.pdf (30.5 Кб - загружено 854 раз.)
« Последнее редактирование: 31 Октябрь 2009, 22:08:39 от Митя » Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #24 : 06 Ноябрь 2009, 18:55:58 »

Сергей , это на С-191 при механике Бадаляне воздух "били" электрокомпресором ( на 4 ступени зарядки АБ ) , а на других ПЛ механики предпочитали в базе воздух "бить" дэкашками ( дизель-компресорами) - дабы сберечь малошумные ЭК для моря . Я хорошо запомнил этот хлесткий звук дэкашки в отличии от бубанения дизелей , а если дизель работал с выхлопом в воду , то слышен был просто рокот . Возможно при Хайтине воздух "били" дэкашками и этот звук запомнился Михаилу . Ну а обложки на ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ЧЛЕНА ЭКИПАЖА ОТЛИЧНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ "ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ" подарили шефы и они были у всех членов экипажа , да и консервация ПЛ старалась достать их любым способом...
Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #25 : 06 Ноябрь 2009, 20:37:56 »

Цитировать
на фото, на переднем плане - слева мичман Стендерс, справа-мичман Дасюк

Мичман Стендерс Улдис Эдуардович - старшина команды гидроакустиков и радиометристов и парторг С-191 , "житель" 3 отсека . Латыш по-национальности мог долго и терпеливо что-то обьяснять личному составу , но мгновено взрывался , если чувствовал какой-либо негатив по отношению к Латвии -слова говорил резко , как выстреливал . Часто был аппонентом замполиту , поскольку имел свою точку зрения на роль КПСС . Постояный гид и инициатор культпоходов по памятным местам Латвии и г Рига . На ПЛ его уважали , тк он был справедливый и слов на ветер не бросал , к тому-же спец своего дела . У него , как у гидроакустика , был единственный штатный магнитофон (этакая бобиная махина)и набор песен на латышском языке , которые он крутил с удовольствием во время приборок и ухода за матчастью . Как-то во время приборки в отсек зашел замполит и имел неосторожность спутать песни на латышском с песнями на английском - эта его фраза "опять слушаете вражеские песни" вызвала такой взрыв , что все в отсеке просто испугались за замполита . Замполиту пришлось извиниться и следующий раз , прежде чем вести борьбу с вражеской идеологией , он стал интересоваться кто поет , ну а моряки , не моргнув глазом , говорили - "а... прибалты " .  Сейчас , по некоторым данным , мичман Стендерс живет под Вентспилсом на земле родителей -землевладелец и ловит рыбу (у него 3-4 МРТ) .
« Последнее редактирование: 06 Ноябрь 2009, 21:38:27 от Митя » Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #26 : 07 Ноябрь 2009, 23:15:02 »

Александр, про «дэкашки» ты наверное прав : )))

Добавлю, про Стендерса: ещё одной отличительной его чертой была стойкая неприязнь к любым проявлениям «годковщины». Стендерс, постоянно опекал «молодое поколение» экипажа ПЛ всех специальностей. Был помню такой грех – на утренней пробежке по территории дивизиона, я пытался добавить «скорости» отставшему из «молодых» подзатыльником… Что увидел Стендерс. И тем же утром он устроил мне такой «разнос»! Он именно «взорвался» (как пишет Александр), от волнения переходя на свой родной язык, (что впрочем не мешало его понимать) – Стендерс так «распалился», что я опасался что он перейдёт к «рукопашному бою». Но обошлось…
     Ещё одним запомнился Стендерс: - в любое время дня и ночи, в море или в «базе», мичман всегда выглядел безукоризненно – чисто выбрит, отглажен и опрятен. Даже если Стендерс был в «ватнике», то и «ватник» на нём сидел не хуже, чем фрак : )))
Записан
Dis
Постоялец
***
Сообщений: 100


БАЛТИКА!


« Ответ #27 : 08 Ноябрь 2009, 21:50:32 »

О старшине команды дизелистов, мичмане Анатолии Терентьевиче Морковине.
Сразу скажу, что это был «большой человек». Комплекцией он походил на артиста Моргунова. Был всегда добродушен и ровен в отношении ко всему экипажу. Своих матросов мотористов опекал как наседка – цыплят. Постоянно «натаскивал» всяким хитростям в управлении дизелей и был по настоящему «богом» пятого отсека.
    Немного поясню: для тех кто «не в курсе» что такое дизельный отсек ПЛ 613 проекта, прошу представить любой большой трактор. Представили? А теперь представьте, что вы находитесь внутри металлического кожуха, закрывающего двигатель этого трактора. Как ощущение? То-то : ))).
    Пятый, дизельный отсек  всегда считался, самым неуютным: если лодка в надводном положении, то там стоит неимоверный грохот обоих дизелей. В нос «бьёт» настой из разогретых соляры и масла. Если лодка идёт под РДП (шнорхелем) или в позиционном положении – в отсеке большое разряжение от внутриотсечного отбора воздуха. Зайти в пятый и то непросто – со стороны четвёртого вам нужно отдраить и оттянуть переборку, которую присасывают дизеля, потребляя воздух, проходящий через аккумуляторные ямы. Удалось открыть переборку? Тогда быстрее проскальзывайте в отсек, иначе получите «нахлобучку» от вахтенного, стоящего на дизелях (шатание по отсекам и в нормальное время на ПЛ не приветствуется, а когда работают дизеля, тем более, потому-что при каждом открытии-закрытии переборки по ушным перепонкам «бьёт» то вакуумом, то избыточным давлением…
     Вы идёте дальше, между горячих и стучащих главных дизелей и в проходе, встречаетесь с Морковиным (проход шириной всего сантиметров 60). Видя  добродушное лицо мичмана, не чувствуете подвоха и пытаетесь протиснутся между корпусом дизеля и богатырской фигурой Терентьевича. Всё! Вы в ловушке! Мичман резко двигает вперёд мощный торс и вы, суча ногами оказываетесь в воздухе, и будете так висеть – пока мичман не сжалится над вами (сам по молодости несколько раз попадал на такую «проверку крепости», ощущение как будто зажат между двух дизелей).
     Единственный плюс пятого отсека – это то, что когда лодка длительное время находится в подводном положении и во всех других отсеках очень холодно – вы можете подстелив фуфайку с комфортом повалятся на клапанных крышках дизелей. Ну может ещё и наличие гальюна немаловажный плюс, хотя он тут же «переполюсовывается»  в «минус» – при длительном подводном ходе, когда начинается поломничество из всех отсеков по неотложным, человеческим нуждам. Количество «утрамбованных» мичманом – растёт (исключения делаются немногим). Команда, тоже не любила «оставаться» в долгу у Анатолия Терентьевича и бывало, подтрунивала над ним. Вспоминается случай: каким то образом на глаза мичманов попалось нижнее бельё, полученное Терентьевичем. Спешно были изготовлены на корабельной печатной машинке новые наклейки: «ТРУСЫ СЛОНОВЬИ» «МАЙКА-ЧЕХОЛ ДЛЯ ТАНКА» и выложены на видное место. Мичман принявший сначала на веру ярлыки сильно переживал, а когда по многочисленным смешкам догадался о розыгрыше – пообещал виновников «утопить в соляре» и «утрамбовать до толщины папируса», но обещание не выполнил, «отошёл» быстро –
так как был незлопамятен и часто сам потом вспоминал, как «купился» с добродушным смехом.
      Часто вспоминается: на корабле идёт «проворачивание технических средств», дизеля уже прогреты мы ждём,  в шестом отсеке команды на подключение генераторов на «нагрузку». Открывается кремальера со стороны пятого отсека, и её немалый диаметр занимает фигура мичмана Морковина который условным жестом (постукивая себя ребром ладони по затылку),  даёт «добро» на загрузку дизелей электрической нагрузкой. Этим жестом заодно мичман давал понять, кто на корабле главный в движении (дизелисты), а кто только на его шее «катается» (вся остальная БЧ-срань).
     В то время, по молодости как-то мы, матросы не задумывались – почему на все праздники, дежурным по кораблю был именно Морковин. А ведь действительно – кроме экипажа ПЛ у него не было ведь больше семьи. Поэтому он и проводил все праздники в дежурствах, чем немало облегчал заботы Старпома, которому не нужно было ломать голову – кого «наказать» дежурством в праздник. К сожалению, не знаю – как в дальнейшем сложилась судьба Анатолия Терентьевича, если кто знает – просьба сообщить.  
P.S. На прикреплённом фото,  можно  увидеть во второй шеренге – мощный торс мичмана Морковина.

* С-191 День ВМФ 1984г. Усть-Двинск (Болдерайя).pdf (15.76 Кб - загружено 806 раз.)

* С-191-День-ВМФ-1984г.jpg (27.75 Кб, 438x600 - просмотрено 2691 раз.)
« Последнее редактирование: 08 Ноябрь 2009, 22:16:08 от Митя » Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #28 : 15 Ноябрь 2009, 11:25:52 »

МИЧМАН БАЙША -старшина команды рулевых- сигнальщиков (БЧ-1), боцман .   Это был первый мичман с С-191 , с которым я познакомился по прибытию в отдельный дивизион ПЛ г Рига. Нас всех прибывших из 11 учебного отряда подводного плавания г Севостополь поселили в кaзарму ПЛ      С-191 (казарма большая и расчитана на два экипажа) . Стали приходить мичмана и собирать вновь прибывших по своим специальностям . Нас  БЧ-1(рулевые-сигнальщики и штурманские электрики ) собрал худощавый мичман со страной бородкой , к тому же еще и говорил  со свистящей  "С".  Мы и приуныли -странный мичман . Но подошли старослужащие с БЧ-1  С-191 и стало понятно , что мичмана они уважают и слушаются . Начали знакомиться - кто от куда . Я же , еще в учебке устав обьяснять где находится Приморский край , сказал что я с Дальнего Востока . Мичман встрепенулся и спросил - "А точнее". "Приморский край "- отвечаю . И опять- "А точнее" . Думаю куда еще точнее -"Ну... г Лесозаводск".  Мичман засмеялся и сказал - "Вот с-с-сабака , а Шмаковку знаешь?" Тут уже я растерялся-"Знаю есть курорт Шмаковка , есть и такая ЖД станция -и то и это в пределах 30 км от моего города". Мичман призадумался и говорит -" Я со Шмаковки, отец там служил и мне кажется , что ты будешь служить у нас , т.к. и командир ПЛ и штурман так или иначе связаны с Владивостоком (уже не помню кто служил , кто учился) . Так и получилось , после проверки моих знаний специальности , штурман оставил меня на С-191 . Ну , а мичман Байша оказался хорошим специалистом своего дела и несмотря на  все смешные истории , в которые он влипал  (эти истории передавались из уст в уста в Рижской морской базе , да и в Лиепайской наверно тоже ) его уважали и ценили . Все знали , что если горизонтальными рулями управляет Байша -проблем не будет , а ПЛ будет покрашена , рулевые - сигнальщики вахту несут професионально , штурманские карты откоректированы и вообще в БЧ-1 порядок . Когда в январе 1985 г. я уходил служить на выходящую из ремонта ПЛ С-101 (лодку готовили на экспорт в Сирию) мне было грустно растоваться с боцманом Байшей . Но буквально через месяц на С-101 пришел и Байша ( ПЛ выходила с завода и требовался опытный  старшина команды рулевых- сигнальщиков , обязаности исполнял командир отделения) , Для команды рулевых наступили тяжелые дни , морского опыта у них не было и боцману приходилось учить сразу всех и всему . То там , то здесь слышалось любимое ругательство Байши "С-С-САБАКИ" . Но на него никто не обижался , понимая что это не со зла,  а море ошибок не простит . Перевод управления вертикальным рулем с мостика и с ЦП в   7-й отсек  для управления в ручную был доведен до автоматизма , кстати когда возникла такая необходимость в море все было сделано отлично . К сожалению в начале лета 1985 г с мичманом Байшей произошел несчастный случай .  Отрабатывали постановку на якорь в надводном положении (это вообще была первая постановка на якорь после выхода с завода ,  а точнее ходовые испытания) , при отдаче якоря цепь пошла,а якорь нет . Байша полез в цепной ящик узнать причину и...  якорь пошел . Первым же ударом звена цепи боцмана сбило с ног (что и спасло ему жизнь) и раздробило ноги . На коечке через торпедопогрузочный люк его спустили в 1-й отсек и дав оба дизеля полный ход пошли в базу . Пока доктор и флагманский доктор (на борту были все флагмана) рядились что делать , моряки собрав из своих шхер все шило напоили боцмана и все время пока ПЛ шла в базу(шли по БГ N 1)интересовались состоянием мичмана .  Потом был другой боцман , тоже неплохой человек и специалист , но рулевые все надеялись , что на переход прийдет Байша - тем более что тот быстро шел на поправку . Этого не случилось . В августе 1986 г , при увольнение в запас , в отдельном дивизионе подводных лодок г. Рига первого кого я встретил был мичман Байша  . Несмотря на то , что он ковылял с тросточкой , продолжал служить на консервации ПЛ . Как сложилась его дальнейшая судьба мне не извеснo . По некоторым данным , он вместе с мичманом Шмониным (старшиной команды трюмных) перебрался жить во Псков .

« Последнее редактирование: 15 Ноябрь 2009, 15:15:30 от Митя » Записан
sasha_o64
Новичок
*
Сообщений: 44



« Ответ #29 : 15 Ноябрь 2009, 13:39:34 »

МИЧМАН ШМОНИН - сташина команды трюмных (БЧ-5)      , 3-го    отсека .               Раз уж я , в предыдущем рассказе , обмолвился о нем - попробую написать и о нем , тем более , что "жили" мы в одном отсеке и так или иначе пересикались . Это неунывающий весельчак , потрунивавший над всеми жильцами 3-го отсека (да и не только) , особено часто доставалось боцману Байше - в большей части из-за пристрастия последнего к спиртному . При этом их отношения к друг другу были уважительными . Байша - горизонтальные рули , Шмонин - пост погружения-всплытия , а вместе - это хорошо отлаженый механизм . Все цистерны , все ВВД , все помпы и насосы , все гальюны , все клапана вентиляции и кингстоны , все пожаротушение - это Шмонин и его команда . Шмонин - это каждый житель 3-го , умеющий заменить моряка другой специальности . Любимое изречение Шмонина - "Хорош тот моряк , кто не боится шума заботной воды" . Слова русского АДМИРАЛА он взял на вооружения и часто повторял при отработке БЗЖ , особено он любил отработки в темноте  , постояно говоря -" при свете все смогут , а при аварии как правило света нет".  Справедливости ради скажу , что наша 3-я боевая смена под руководством Рашида (фамилия из памяти выветрилась , тоже пост погружения-всплытия) хоть на несколько секунд , но лидировала , что приводило последнего в восторг , а Шмонин лишь подшучивал над ним . Он прекрасно понимал , что проиграй мы - всю ночь будем тренироваться из-за самолюбивого характера Рашида , к тому же старослужащего . За год с небольшим , что я прослужил в одном отсеке с этим мичманом, я не помню чтобы он кричал , он даже ругал с подковыркой и иронией , а вот научился я у него многому . К сожалению у меня нет его фото и мне неизвестна его дальнейшая судьба , кроме того , что он вроде бы перебрался жить во Псков .
« Последнее редактирование: 15 Ноябрь 2009, 15:21:45 от Митя » Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 ... 13   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
 
© 2007 БАПЛ "Псков"
www.baplpskov.ru
CMS HostCMS