Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Форум

Сайт Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
25 Ноября 2017, 02:14:40 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Войти
 
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Спасибо деду за Победу.  (Прочитано 4620 раз)
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 783


Служение стихиям не терпит суеты.


« : 14 Августа 2015, 12:04:39 »

Уважаемые читатели!

В этом коротком повествовании, я бы хотел рассказать о своих дедушках. Оба они во время войны были
тружениками тыла. Наверное, в то непростое время, такая судьба была у многих граждан нашей страны.
Но, я хотел бы отдать дань глубокого уважения их скромному труду, едино вложенному в Великую Победу.

Дедушка по линии отца – Онуфриев Георгий Георгиевич. Родился в 1898 году в Воронежской
области (где точно – уже не известно). Воспитывался в бедной семье.
Моя бабушка – Ксения Сергеевна, тоже воспитывалась в бедной семье. В семье было три сестры, которых
достаточно рано отправляли на подработку. Чуть повзрослев, Ксению Сергеевну устроили работать в зажиточную
семью. Она присматривала за детьми хозяев. Несколькими годами позже, её взяли работать в швейную мастерскую.
Со временем, увидев наличие хорошего вкуса, Ксению Сергеевну стали отправлять закупать пуговицы для мастерской.
Далее, стали учить шить. Хорошо освоившись в этой профессии, Ксения Сергеевна могла шить любое платье, костюм,
шляпу и шляпки. В старые времена, состоятельные люди заказывали, пошив одежды на всю семью сразу. Чтобы было
удобней работать, швея какое-то время жила в их семье, обшивая по очереди всех. Таким образом, швеи ходили к
заказчикам. Вот так получилось, что на каком-то таком переходе Ксения Сергеевна познакомилась с Георгием
Георгиевичем. Свадьба была в городе Лиски и как раз в то время, когда шла Гражданская война. Город Лиски был занят
войсками Красной Армии. На другом берегу Дона стояли Белогвардейцы. Периодически белогвардейцы обстреливали
город своей артиллерией. Свадьбу праздновали в доме родителей. Погода была жаркой, окна в дом были открыты.
Из воспоминаний Ксении Сергеевны, в окно влетел снаряд. Видели, как он пролетел над столом, срикошетил об стену
и упал под кровать. Снаряд не взорвался. Вот так, просто повезло.
А ведь кто знает, и этого написания могло было бы и не быть.
Не знаю, по какой причине и из-за чего, но бабушка всегда называла дедушку по имени Боря. Бабушка была своеобразная,
с характером, возможно ей было проще произносить такое имя. Бабушка Ксения очень хорошо разбиралась в травах.
Всю свою жизнь в летний период она собирала травы, сушила и использовала по предназначению.



В 1937 году Георгий Георгиевич работал начальником железнодорожной водокачки на станции
Острогожск Воронежской области. Его основная задача заключалась в том, чтобы пополнять запасы воды
в паровозах, приходящих на станцию. Однажды получилось так, что пришел состав, а пополнить запас
воды нет возможности. Водонапорная башня полная воды. Открывают наливной кран, а вода не идет.
Всё было очень серьёзно. Моментально приехало НКВД. Деда уже поставили к стенке для расстрела.
Но, повезло. Обнаружили, что сливная труба с водонапорной башни забита. Сделали крюк, зацепили у
выходной трубы и вытащили ком газеты. Вода пошла. Стали разбираться. Оказалось, что в водонапорной
башне работали два глухонемых рабочих. Как выяснилось позже, они были немецкими диверсантами.

После этого Георгия Георгиевича уволили, и он вынужден был уехать вместе с моей бабушкой - Ксенией Сергеевной
Онуфриевой (Шалимовой) и тремя детьми (Владимиром, Константином и Александром), в Лиски Воронежской области.
Устроился там машинистом паровоза. Станция Лиски была крупным железнодорожным узлом.

Великая Отечественная война очень быстро подошла к городу. Наступление немцев было остановлено на другой
стороне Дона. Лиски был прифронтовым городом. В семье сыновья Владимир и Константин уже воевали на фронте.
На станции Лиски скапливалось до 5-6 эшелонов с грузами для фронта. Каждый день немецкая авиация бомбила
город. Если на станцию приходил состав с боеприпасами, то с началом налета авиации, Георгий Георгиевич на своем
паровозе утягивал эшелон в безопасное место за город. Как известно, немецкая авиация при налетах на эшелоны всегда
стремилась попасть в голову состава, в паровоз. Поэтому машинисты были на особом счету. За время войны Георгий
Георгиевич перевез много грузов из центра России к фронту. Имел воинское звание лейтенанта Красной армии.
Ксению Сергеевну, как жену военного, с сыном Александром эвакуировали в Казахстан. Умение шить очень помогло
выжить в эвакуации.  
Когда закончилась война, Георгий Георгиевич продолжил работу на железной дороге. Службу на ней закончил на
должности Начальника отдела кадров Юго-Восточной железной дороги.
О семье и сыновьях Гергия Георгиевича можно прочитать здесь:
http://baplpskov.ru/messroom/index.php/topic,846.0.html
За свой труд на железной дороге в течении 46 лет дедушка был награжден орденом Ленина.
Когда дедушка Боря сильно заболел, его положили в больницу. Его средний сын (Константин
Георгиевич) был медиком. Он переговорил с врачами и пришёл к бабушке Ксении. Сказал, что
доктора прогнозируют максимум три месяца жизни дедушке Боре. Бабушка сказала договорись,
чтобы дедушка был выписан из больницы. Человек должен умирать у себя дома.
Бабушка выходила дедушку травами. Он прожил ещё пять лет.
К великому сожалению, более подробной информации о дедушке не осталось.
Жил и работал в городе Лиски Воронежской области. Там умер и похоронен.


Дедушка по линии мамы - Константинов Константин Тимофеевич.
Благодаря моей маме – Альбине Константиновне Онуфриевой (Константиновой),
о дедушке сохранено очень много интересного материала.



Родился 19 марта 1905 года в городе Астрахани.
Отец - Константинов Тимофей Григорьевич, работал рамщиком-пилоправом на лесопильном заводе
(бывший владелец завода Бураков) в г. Астрахани. Мать – Мария Дмитриевна была домохозяйка.
Мать умерла, когда Константину Тимофеевичу было 3 года, а отец – когда было 8 лет. На воспитание
взяла бабушка – через год бабушку парализовало. После её смерти – жил и воспитывался у тётки
(сестры отца – Агафьи Григорьевны Логиновой). Родных братьев и сестёр у Константина Тимофеевича не было.


Слева на стуле - Константин Тимофеевич.

В 1916 году окончил 3 класса приходской городской школы Астрахани. Работать Константин Тимофеевич
начал с 13 лет, в 1918 году в городе Хвалынске при типографии. Выполнял работу расклейщика газет на
заборах.
С 5 августа 1920 года по 1 сентября 1923 года работал в должности рассыльного в Астраханском Райкомводе.
Здесь вступил в комсомол в 1922 году.
 


С 15 октября 1923 года по 1 июля 1924 года учился в Астраханской Советско-партийной школе 1-й ступени.



С июля 1924 года по 14 сентября 1924 года – работал матросом в Волжском Государственном Речном пароходстве
Астраханского района.
С 21 октября 1924 года по 24 марта 1925 года состоял на службе в Астраханском Губотделе Местного хозяйства в
должности квартального смотрителя жилищного отдела. Константин Тимофеевич стал смотрителем самого богатого
района Астрахани. Очень часто случались ситуации, когда предлагали взятки. Но, Константин Тимофеевич был
честным человеком, взяток не брал.  Уволился по собственному желанию.



После этого, чтобы не быть «лишним» в семье тётки, поехал «искать счастья». Объехал Одессу, Константиновку,
Артемовск, Харьков, Москву. Это было начало восстановительного периода в РСФСР. Работу в этих городах не нашел.
Поехал в Горький, имея удостоверение об окончании Астраханской Советско-партийной школы 1-й ступени.
Пришёл в УКОМ Комсомола. Направили Константина Тимофеевича избачом в село Палец Таможниковской волости
Нижегородской губернии. Проработал там с октября 1925 года по май 1926 года.
Уехал с товарищами в Сормово. Месяца два был безработным.
В июне 1926 года поступил на завод «Красное Сормово» в Автогена-сварочный цех и состоял на службе по 16 февраля
1929 года в качестве автогена-сварщика.
В сентябре 1927 года на заводе вступил в Коммунистическую партию (ВКП(б)).





20 января 1928 года Константин Тимофеевич вступил в законный брак с моей бабушкой – Александрой Ивановной
Константиновой (Михайловой) 23 апреля 1906 года рождения.



С 17 июня 1929 года перешел в Завком профсоюза завода «Красное Сормово» в качестве инструктора орготдела
завкома и работал по 15 января 1931 года.







В ноябре 1929 года на пленуме ЦК ВКП было принято постановление «Об итогах и дальнейших задачах колхозного
строительства», в соответствии с которым решили направить в колхозы и МТС на работу 25 тысяч «передовых»
городских рабочих для «руководства созданными колхозами и совхозами». Одним их них был Константин Тимофеевич.
Направили в колхоз в Белоруссию. Работал самоотверженно и грамотно. За достаточно короткий срок, приобрел уважение и
авторитет. Времена были не простые, близ лежащие деревни часто грабили бандиты. Константину Тимофеевичу даже
выделили телохранителя - здорового парня. Один раз, возвращаясь поздно с заседания, на него вышли два бандита.
Телохранитель сразу убежал. Один из бандитов узнал Константина Тимофеевича, знал о том, что его уважают люди в округе.
Не стали накалять обстановку. Отпустили.





В январе 1931 года поступил на дневное отделение курсов мастеров Горьковского Автозавода.
Окончил их в августе 1931 года.



С 6 августа 1931 года по 23 апреля 1932 года работал на Горьковском Автозаводе имени Молотова инструктором
по газосварке. Рассчитан на заводе за неимением работ по данной квалификации.



С мая 1932 года по ноябрь 1933 года работал мастером по газосварке на заводе «Новое Сормово» в городе Горьком.
 


С ноября 1933 года по февраль 1945 года – завод Авиационной промышленности имени «Орджоникидзе» город
Горький. Работал мастером, председателем завкома профсоюзов. В этом городе у Константина Тимофеевича в
разные годы родилось три дочки – Тамара, Алла, Галя.



С 1 января 1936 года по 13 марта 1937 года учился в Высшей школе Профдвижения ЦК Союза Авиационной
промышленности.







Константину Тимофеевичу довелось общаться и вместе работать с Чкаловым.
С 1934 по 1938 гг. шеф-пилот завода - Валерий Чкалов.

Константин Тимофеевич был в очень хороших, дружеских отношениях с директором завода Евгением Ивановичем
Мирошниковым. Человеком, который в 29 лет возглавил авиационный завод, в первой половине 1933 г. сумел
вывести предприятие не только из глубокого кризиса, но и занял одно из первых мест по итогам полугодового
плана. За успешное выполнение правительственного заказа Постановлением ЦИК СССР от 28.12.1936 г. завод
награжден орденом Ленина. Тем же постановлением орденом Ленина награжден и директор завода Е.И. Мирошников.
3 февраля 1938 года Е.И. Мирошников был арестован, а 7 сентября того же года приговорен к расстрелу и в тот же
день расстрелян. В 1956 и 1988 гг. посмертно реабилитирован, как необоснованно репрессированный.

С началом Великой Отечественной войны всё было перестроено для нужд фронта.
Судостроительный завод “Красное Сормово” с 1 июля 1941 года приступил к выполнению специального задания
ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров СССР по перестройке предприятия на выпуск танков Т-34. Горьковский
автомобильный завод по указанию Государственного Комитета Обороны СССР начал освоение и массовое
производство легких танков, танковых моторов, самоходных установок. Завод “Двигатель революции” одновременно
с производством дизелей наладил выпуск минометов.  К производству военной продукции приступили коллективы
станкозавода, “Красной Этны”.

С первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский
авиационный завод имени Орджоникидзе (№ 21). В кратчайшие сроки было налажено серийное производство
истребителей ЛАГГ-3. В ноябре 1941 года на заводе был создан отдел главного конструктора. Отдел возглавил
конструктор Семен Алексеевич Лавочкин. Фронту нужны были самолеты - завод работал днём и ночью, выпуская
продукцию.



В 1941 году завод № 21 изготовил 1994 истребителя. В 1942 году завод освоил выпуск истребителей ЛА-5 с
двигателем воздушного охлаждения, в 1944 году - параллельно начал выпуск модели ЛА-7. В 1943 году выпуск
самолетов увеличился более чем в четыре раза. В 1943 году специалисты авиационного завода имени Орджоникидзе
разработали и успешно применяли способ восстановления самолетов, потерпевших аварию, ремонт которых до этого
считался невозможным. Ремонтные бригады горьковчан систематически выезжали во фронтовые авиасоединения для
восстановления пострадавших в боях самолетов.
Рост производства истребителей имел определяющее значение для удержания стратегического господства советской
авиации в воздухе. По воспоминаниям заместителя наркома авиапромышленности А.С. Яковлева, "наши истребители
по скорости не уступали "мессершмиттам" и вооружены были примерно одинаково, но маневренность у наших была
лучше". Во время войны завод поставил на фронт 17691 самолет, то есть каждый четвёртый истребитель, изготовленный
заводами СССР.





Константин Тимофеевич никогда не рассказывал про трудовые будни войны. На эти темы дома не общались.
Но, когда я был маленьким, дедушка рассказывал, что ему приходилось беседовать с Покрышкиным. Он прилетал
на завод с фронта на Ли-2. Немцы узнали, что будет этот перелет и хотели сбить советского аса, так сказать в
пассажирском самолете, но спасла сильная облачность. Потеряли немецкие асы самолет.

На этом заводе, 1 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Константин Тимофеевич награжден
медалью «За трудовое отличие» (номер медали 11198). 1 июля 1943 года награжден орденом «Знак Почета»
(номер ордена 30410).



В феврале 1945 года, на основании распоряжения Зам. Министра Авиационной промышленности Воронина,
откомандирован с завода «Орджоникидзе» г. Горький на завод № 86 имени «Димитрова» в город Таганрог.



Константину Тимофеевичу и его семье было предоставлено жилье в 4-х этажном доме на первом этаже.
Каждой семье Авиационного завода был предоставлен земельный участок за городом и поросенок.
Война закончилась. Партия и Правительство предпринимало усилие для того, чтобы специалисты были
обустроены. Но, репрессии продолжались. Каждую ночь спали в определенном напряжении. В коридоре у
Константина Тимофеевича был собран узелок с самыми необходимыми вещами на случай внезапного ареста.
Однажды ночью к дому подъехала машина. Вышли люди и вошли в подъезд. Естественно было страшно, и
никто не спал. Никто не мог знать, за кем они приехали. Свет не включали. В темноте стояли у входной двери.
Моя мама, Альбина Константиновна, это до сих пор вспоминает это с ужасом. Люди из машины поднялись на
площадку первого этажа.  Немного постояли и пошли на второй этаж. Там кого-то арестовали и увезли.
 
На данном заводе проработал с февраля 1945 года по март 1946 года на должности заместителя начальника ОРСа.
В марте 1946 года переведен на завод № 49 МАП.



Проработал по сентябрь 1947 года в должности начальника отдела и председателя завкома.
 В сентябре 1947 года откомандирован на завод № 168 в город Ростов на Дону (ныне Вертолетный завод),
где работал на должностях зам. начальника ОРСа, зам. начальника цеха, начальником цеха, старшим мастером.




Семья: слева на право сверху - тётя Тамара, муж тёти Тамары - дядя Валя. Моя мама - Альбина Константиновна
срева направо внизу - тётя Галя, дедушка Костя и бабушка Шура.

С февраля 1950 года по август 1953 года – заместитель секретаря парткома, с августа 1953 года пол май 1969
года (до ухода на пенсию) работал старшим инженером 2-го отдела (мобилизационного отдела).


Бабушка Шура и дедушка Костя с внуками













Умер Константин Тимофеевич 4 августа 1985 года. Пошел в магазин за хлебом и в самом магазине стало плохо.
Выйдя из магазина на улицу - упал. Люди проходили мимо. И только по истечении пары часов, кто-то вызвал
скорую помощь. Но, уже было поздно.
Лето в Ростове на Дону жаркое. С похоронами торопились. Когда купили гроб, нужно было его оббить красной
тканью. Так требовал статус члена коммунистической партии. У мастера, который занимался обивкой гробов,
было много работы. Но, когда он узнал для кого, оббил без очереди. Оказывается, когда-то Константин
Тимофеевич помог его семье решить квартирный вопрос. На похороны никого не приглашали. Но, людей пришло
очень много.
Вот такой у меня был дедушка. Тихий, спокойный, скромный человек, понимающий и уважающий людей.
Похоронен на городском кладбище города Ростова на Дону.



Правила использования материалов, размещенных на сайте «БАПЛ «Псков».
1. В соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации»
(ст. 23) при распространении сообщений и материалов интернет-портала «БАПЛ «Псков»
( www.baplpskov.ru) другими средствами массовой информации ссылка на www.baplpskov.ru
обязательна.
2. www.baplpskov.ru принадлежат ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА на все произведения, созданные
представителями Администрации сайта или по заказу Администрации сайта, либо иными лицами,
публикующими впервые на портале www.baplpskov.ru свои произведения.
3. При использовании информационных продуктов, материалов сайта БАПЛ «Псков» (www.baplpskov.ru)
ссылка на портал www.baplpskov.ru обязательна.
4. По всем вопросам, связанным с использованием материалов интернет-портала «БАПЛ «Псков»,
опубликованных на сайте, а также с предоставлением копий исходных материалов, необходимо
обратиться по электронному адресу ODA63951@yandex.ru
« Последнее редактирование: 27 Декабря 2015, 00:14:09 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
 
© 2007 БАПЛ "Псков"
www.baplpskov.ru
CMS HostCMS