Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Форум

Сайт Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
22 Октябрь 2019, 23:04:18 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Войти
 
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: ДИВЕРСАНТЫ, ПОДВОДНЫЕ АППАРАТЫ И СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖЕЙ ПЛ  (Прочитано 36634 раз)
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« : 25 Июнь 2011, 20:15:48 »

http://korabley.net/news/podvodnye_apparaty_dlja_spasenija_ehkipazhej_podvodnykh_lodok/2011-04-17-826


Подводные аппараты для спасения экипажей подводных лодок


Человечество знает больше о поверхности Луны, чем о мировом океане. Когда на его дне терпит бедствие подводная лодка, ее экипаж оказывается в смертельной опасности и спасти их может сложнейшая подводная спасательная операция.


На самом деле с времен второй мировой войны лишь одна операция по спасению экипажа подводной лодки прошла успешно. В 2005 году команда специалистов спасателей Королевских ВМС Великобритании освободила семерых членов экипажа российского батискафа, который запутался в рыболовных сетях. Для спасения людей потребовались навыки, мужество и невероятные технологии, а именно подводный аппарат LAR-5 для спасения экипажей подводных лодок. Эта необычная капсула была специально разработана для спасательных операций под водой. Однако не так давно Великобритания, Франция и Норвегия разработали новейшую систему спасения экипажей с аварийных подводных лодок. Новая система, которая получила название NSRS, была введена в эксплуатацию 4 марта 2011 года. В состав системы спасения, разработка которой обошлась 70 миллионов евро, входят дистанционно управляемый беспилотный подводный аппарат и небольшая подводная лодка.

Подводный аппарат с названием SRV1 спроектирован и построен фирмой «Perry Slingsby System Ltd» в городе Kirkbymoorside используется для обнаружения аварийных субмарин, а небольшая подводная лодка применяется для эвакуации экипажа обнаруженного поврежденного военного корабля и вмещает дополнительно 15 моряков-подводников. Автономность подводного аппарата составляет 72 часа. Кроме того, в состав мини-субмарины входит декомпрессионное оборудование.

Система спасения NSRS позволяет проводить спасательные операции на глубине до 600 метров, и базируется на военно-морской базе ВМС Великобритании Faslane (Фаслейн) в Шотландии, а ее работу обеспечивают 72 человека.

Но чтобы команда подводного аппарата смогла успешно проводить спасательные операции она должна постоянно практиковаться. Для этого спасатели-подводники регулярно проводят невероятно опасные маневры по стыковке с более крупной субмариной на дне Балтийского моря.

Этот маневр очень опасный, так как осуществляется без фиксации люков обоих субмарин. Первоначально подводный аппарат опускают в воду с помощью подъемного устройства килекторного судна. Второй этап предполагает обнаружение пропавшей подводной лодки для чего используется эхолокатор и сонар. Это командная работа, требующая надежной связи между командиром подводного аппарата и капитаном командного судна. Операторы мини-субмарины прислушиваются к поступающим сигналам, так как видимость на глубине до 100 метров составляет всего 3 метра. Когда подводная лодка обнаружена спасательная команда переходит к следующей и самой опасной части миссии - стыковаться с аварийной субмариной в кромешной тьме. Им предстоит сражаться с подводными течениями и прочими препятствиями. Поскольку исполнение люка на каждой субмарине разное подводный аппарат оборудован специальной юбкой, которая накрывает люк затонувшей субмарины, образуя так называемый шлюз.

Подводный аппарат аккуратно подводится к субмарине, и затем «сажается» на люк. После удачной стыковки люк не открывается, так как необходимо выровнять давление. Для чего из созданного шлюза откачивается вода и подается воздух. Через некоторое время люк можно открыть, но всегда существует опасность смещения юбки течением. В среднем спасательная операция занимает около 4 часов.


* s56275075.jpg (20.9 Кб, 600x345 - просмотрено 2251 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:31:25 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #1 : 23 Сентябрь 2011, 20:31:10 »

http://lenta.ru/news/2011/09/23/obzor/

Черноморский флот вооружился российским подводным роботом

Спасательные силы Черноморского флота России приняли на вооружение новый телеуправляемый автономный необитаемый подводный аппарат "Обзор-600", созданный российской компанией "Тетис-ПРО". Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил представитель спасательных сил флота Игорь Фролов. Подводный робот будет использоваться военными для разведки морского дна. Решение о принятии "Обзор-600" на вооружение было принято по итогам испытаний, проводившихся в 2010 году.
Ранее российский флот использовал АНПА британского производства. Речь идет об аппаратах Tiger и Pantera+ производства компании Seaeye Marine. По словам Фролова, они хорошо себя зарекомендовали на учениях спасательных сил и средств флота.

"Обзор-600" относится к классу малых АНПА и способен работать на глубине до 600 метров. Масса аппарата составляет 15 килограммов. "Обзор-600" оснащен манипуляторами, которые позволяют осуществлять захват груза массой до 20 килограммов. Благодаря небольшим размерам, АНПА может проникать в сложные или узкие конструкции под водой.
Согласно описанию, размещенному на сайте "Тетис-ПРО", "Обзор-600" способен развивать скорость до 3,5 узлов. Аппарат оснащен гидролокатором, позволяющим обнаруживать подводные объекты на расстоянии до ста метров. АНПА также способен передавать оператору цветное или черно-белое видеоизображение


* Obzor.jpg (15.85 Кб, 600x450 - просмотрено 2051 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:32:11 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #2 : 18 Октябрь 2011, 20:38:24 »

http://www.flot.com/news/navy/?ELEMENT_ID=94736

ВМФ России отказался от приобретения отечественного спасательного комплекса

18.10.2011
Текст: Центральный Военно-Морской Портал

Иллюстрация: Размещение глубоководного водолазного комплекса ГВК 450 на спасательном судне проекта 21300 "Дельфин". Пресс-служба ОАО "ЦКБ "Лазурит"
Военно-морской флот России отказался от продолжения финансирования создаваемого нижегородским ЦКБ "Лазурит" глубоководного водолазного комплекса (ГВК) для спасательного судна нового поколения проекта 21300. Об этом Центральному Военно-Морскому Порталу стало известно из источника, близкого к ЦКБ "Лазурит". Главная причина отказа - "необоснованно" завышенная, по мнению Министерства обороны, стоимость создания и производства ГВК, а также неопределенность по срокам готовности комплекса к поставке на корабль.

По имеющимся у Центрального Военно-Морского Портала данным, рассматривается вопрос о приобретении вместо отечественного - аналогичного комплекса британского производства, но с меньшими возможностями (и по универсальности, и по глубине работ - подробнее) по сравнению с ГВК проекта 22020. Чиновники МО РФ считают, что так будет и выгоднее, и быстрее. То, что для адаптации иностранной техники под требования наших стандартов потребуются дополнительные средства и время, сопоставимые, по мнению источника в ЦКБ "Лазурит", с затратами по созданию российского оборудования, чиновников не смущает.

"В конечном итоге закупка пусть и современного, но зарубежного оборудования неизбежно потянет за собой в сторону удорожания всю цепочку работ по его установке и эксплуатации, а также потребует изменить алгоритм проведения спасательных работ. Например, для адаптации корабля-носителя потребуются изменения в проекте. За обучение специалистов флота надо будет платить гораздо больше. А вопрос насчет запасных частей - как он будет решаться? Как бы окончательная сумма за приобретение зарубежного комплекса не получилась больше", - отметил источник.

По словам источника, позицию МО и ВМФ трудно объяснить. Например, они внезапно потребовали предъявить комплекс в готовом виде, при этом денег на его создание в полном объеме не выделялось и работы шли за счет собственных средств бюро.

Вопрос ценообразования при производстве ВиВТ в современном российском государстве далек от разрешения, это признают многие государственные деятели. Бюро и заводы несколько завышают цены, в том числе и для своеобразного парирования требований МО "не включать в цену инфляционную составляющую".



* pic_1.jpg (28.92 Кб, 600x328 - просмотрено 5309 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:32:30 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #3 : 01 Март 2012, 20:24:31 »

http://www.flot.com/nowadays/concept/analysis/norescue/

Спасения нет

Текст: Центральный Военно-Морской Портал, Дмитрий Глухов
Иллюстрации: Центральный Военно-Морской Портал

И через 13 лет после гибели Курска у России не будет глубоководного водолазного комплекса для спасения подводников.
Курск как точка отсчета
Атомный подводный крейсер "Курск" 12 августа 2000 года затонул на глубине 108 метров во время учений в Баренцевом море. Большинство из 118 человек (экипажа и специалистов промышленности), находившихся на борту, погибли сразу. Лишь в кормовом 9-м отсеке остались 24 моряка, которые, по разным данным, от нескольких часов до нескольких суток были живы и боролись за свою жизнь. Сразу после аварии спасательные силы Северного флота по тревоге вышли в район происшествия. К лежащей на дне лодке был направлен спасательный подводный аппарат, предпринявший неоднократные попытки "присосаться" к комингс-площадке спасательного люка. К сожалению, все оказалось напрасным – из-за механического повреждения комингса состыковаться с лодкой не удалось. Ничем другим аварийно-спасательная служба флота помочь подводникам физически не могла. Даже аккумуляторные батареи подводного спасательного аппарата были изношены до предела и давно нуждались в замене.

Ни единого шанса спастись у запертых в 9-м отсеке подводников не осталось. Другие средства спасения не только на Северном флоте, но и во всей стране отсутствовали: водолазов-глубоководников и оборудования, которые могли бы помочь открыть люк, не было. Все, что осталось от ВМФ СССР, пришло в негодность.

Пришлось привлекать иностранную помощь. В октябре 2000 года предпринята попытка проникнуть в кормовой отсек с участием приглашенных норвежских водолазов. Только с их помощью из отсека смогли достать тела погибших.

Для обеспечения работы водолазов на большой глубине, где давление воды превышает атмосферное в несколько раз, требуется специальное оборудование – особые дыхательные смеси, а для предотвращения кессонной болезни – декомпрессионные барокамеры, в которые во избежание "вскипания крови" при быстром подъеме с глубины должны помещаться спасенные и водолазы (иногда на срок в несколько суток). Оборудование для обеспечения работы водолазов и размещения спасенных составляет глубоководный водолазный комплекс. Будь тогда у России такой комплекс, возможно, все закончилось бы иначе.
Шанс на спасение
Руководству страны и командованию ВМФ стала ясна необходимость наличия в составе флота современных комплексных средств спасения попавших в аварийную ситуацию экипажей подводных лодок. С 2001 года началась закупка иностранного глубоководного водолазного оборудования, дистанционно управляемых обследовательских и рабочих аппаратов. Не было главного – специального судна, способного обнаружить аварийную подводную лодку, обследовать ее и оказать помощь экипажу.

Почти сразу после "Курска" санкт-петербургское Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз", еще с советского времени занимавшееся проектированием спасательных судов, приступило к разработке проекта спасателя нового поколения. Проекту были присвоены номер 21300 и шифр "Дельфин".

К концу 2005 года проект судна был утвержден. Для его строительства выбрали петербургские "Адмиралтейские верфи" – крупное судостроительное предприятие с давними традициями. В декабре 2005 года судно, которому было присвоено имя "Игорь Белоусов", заложили в эллинге "Адмиралтейских верфей". Сдачу назначили на 2010 год, но уже тогда специалистам было ясно, что из-за внедряемых в судно новых технических решений и неритмичного финансирования постройки этот срок будет переноситься.

Разработчиком и поставщиком водолазного комплекса для нового судна было выбрано Центральное конструкторское бюро "Лазурит" из Нижнего Новгорода. Выбор был логичным. Во-первых, у предприятия имелся опыт создания аналогичного оборудования мирового класса. Лазуритовцы спроектировали уникальные спасательные подводные лодки типа "Ленок", в составе флота до сих пор продолжают нести службу спасательные аппараты типа "Бестер" и другие, построенные по проектам конструкторского бюро. Во-вторых, бюро надо было поддержать на плаву, так как в 90-е годы из-за отсутствия заказов оно практически было поставлено на грань выживания.

Командованием ВМФ были заданы высокие требования (по глубине обеспечения работ, по вместимости барокамер и т.д.) к создаваемому водолазному комплексу. Согласно заданию, спасательное судно предназначалось для спасения в дальней морской зоне экипажей аварийных подводных лодок, кораблей и судов и для обеспечения подводно-технических работ. Для этого на судне должны иметься необитаемый подводный аппарат для выполнения поисково-обследовательских работ, спасательный глубоководный аппарат типа "Бестер" (по проекту "Лазурита"), два нормобарических (с сохранением внутри атмосферного давления на всех глубинах погружения) скафандра, закупленных за границей. Глубоководный водолазный комплекс должен обеспечивать выполнение работ на глубине до 500 м и размещение в барокамерах 60 человек – спасенных подводников и водолазов.
Основные тактико-технические характеристики спасательного судна проекта 22020
   
Длина судна по КВЛ, м                     97,8
Ширина по КВЛ, м                                  17,2
Высота борта на миделе, м                     10,6
Водоизмещение, т                                  50,37
Скорость полного хода, узлы                 15
Мореходность, баллы:
по безопасному нахождению в море       неограничена
по спуску-подъему СГА                        3-4
по спуску-подъему водолазного колокола   5
   
Дальность плавания экономической скоростью при полном запасе топливо, мили   3500
Автономность по запасам провизии и пресной воды, сутки
для экипажа                                        30
для спасенных                                     10   
Экипаж, чел                                   96
Запасных мест для спасенных         120 (60 в барокамерах)
Штурманское вооружение                      автоматизированный навигационный комплекс, навигационная гидроакустическая система, средства гидрометеорологического обеспечения
Гидроакустические средства         поисковая ГАС, ГАС подводной связи, навигационная ГАС, аппаратура измерения гидрологии
Оптико-электронные средства обнаружения   многофункциональный оптико-электронный и телевизионный комплекс

Своя тройка

Под новый 2006 год судно "Игорь Белоусов" было торжественно заложено. Первоначальное финансирование на постройку, определенное госконтрактом 2005 года, составило 6,4 млрд рублей. В эту сумму вошла и стоимость разработки водолазного комплекса.

"Лазурит" начал свою часть работы и очень скоро стало ясно, что имеемыми силами и на те деньги, которые поступали в рамках контракта, глубоководный водолазный комплекс не создать. С разрешения заместителя главнокомандующего ВМФ России вице-адмирала Николая Борисова, впоследствии снятого президентским указом с должности якобы за провал переговорного процесса по закупке французских "Мистралей", для поставки комплектующего оборудования пришлось привлечь итальянскую фирму.

В целом работа по водолазному комплексу велась неспешно. "Лазурит", приводя в оправдание низкого темпа работ необходимость проведения дополнительных исследований, просил о сдвиге сроков и об увеличении финансирования. Других разработчиков не было, поэтому Минобороны пошло навстречу. Сумма на продолжение работ составила 1,095 млрд рублей. Позднее в оправдание несоблюдения графика работ руководство бюро заявляло, что деньги на выполнение работ поступали с задержкой и в недостаточном объеме и что в срыве виновато прежде всего само военное ведомство. По информации от источника на предприятии "Адмиралтейские верфи", это не соответствует действительности – деньги на комплекс были предоставлены в достаточном количестве. От части суммы бюро даже отказалось, так как попросту не могло их освоить.
Само судно строилось тоже не ударными темпами – с момента начала строительства был готов только корпус. Не в последнюю очередь это было связано со сложностью самого проекта – судно подобного назначения в России не строилось давно.

Такая ситуация длилась до середины 2011 года, когда тема гособоронзаказа зазвучала на самом высоком уровне. На приобретение оружия и постройку кораблей для флота выделили гигантские суммы. Вспомнили и о столь необходимом флоту специальном судне "Игорь Белоусов". Министерство обороны и ВМФ перезаключили контракт с "Адмиралтейскими верфями" и обозначили новый срок сдачи – 2014 год . Общая сумма возросла до 12,5 млрд рублей – почти в 2 раза.

Для того, чтобы выполнить гособоронзаказ в срок "Адмиралтейским верфям" и "Лазуриту" надо было постараться. К концу 2011 года готовность всего глубоководного водолазного комплекса составляла около 70%. При условии дополнительного финансирования "Лазурит" обещал завершить все работы, но до обозначенного контрактом срока все равно не успевал. Водолазный комплекс мог быть полностью готов только в 2013 году, что автоматически сдвигало срок сдачи судна на 2015 год. Посчитав это неприемлемым, Министерство обороны прекратило выполнение части контракта по созданию глубоководного комплекса ГВК-450 проекта 22020 и стало искать альтернативного поставщика. Новый поставщик нашелся быстро – группа компаний "Тетис Про" пообещала удовлетворить заявку на поставку аналогичного водолазного комплекса.

Иноземный конь

Компания "Тетис Про" хорошо известна в России на рынке водолазного, аварийно-спасательного, охранного оборудования. В штате компании много бывших офицеров флота, в том числе и высокого ранга, перешедших на работу в организацию после увольнения из рядов Вооруженных сил. В числе заказчиков компании: ФСБ, ФСО, МВД, ВМФ, другие министерства и ведомства. Принцип деятельности прост и эффективен – берется импортное оборудование и с адаптацией под требования клиента предлагается заказчику. Есть и свое производство. Но такой продукт, как глубоководный водолазный комплекс для ВМФ без мировых аналогов, компания пока еще не продавала никому.

В документах, определяющих отказ от услуг "Лазурита" и назначающих "Тетис Про" поставщиком глубоководного водолазного комплекса для спасателя, несколько раз обозначено слово "серийный". Странно, что еще нигде и никем не созданный комплекс назван серийным. Возможно, какое-то оборудование, например, те же барокамеры, на Западе и производятся серийно, но явно не в подходящем виде для удовлетворения всех требований, заданных для проекта 22020. Логично возникают сомнения в полном выполнении ранее утвержденного технического задания, ведь наверняка придется от него отступить. О неизбежном снижении некоторых характеристик известно уже сейчас: исключение требований обеспечения погружения водолазов на глубину до 500 метров, возможности работы при волнении моря свыше четырех баллов и др. По основным характеристикам "Тетис Про" обещает обеспечить соответствие заданным требованиям (количество размещаемых в барокамерах спасенных то же – 60 человек).

Особо интересен вопрос срока. "Тетис Про" уверяет, что компания после получения заявки от ВМФ на подбор водолазного комплекса провела исследование мирового рынка водолазного оборудования, проконсультировалась с ведущими иностранными производителями и только после получения гарантий от одной из шотландских фирм предложила это оборудование флоту. Причем на условиях гораздо более привлекательных, чем обещал "Лазурит". Например, специалисты "Тетис Про" предложили дополнительно выполнить шеф-монтажные работы, от которых "Лазурит" устранился. И запрошенная цена оказалась меньше на 100 млн руб, названной "Лазуритом". Здесь удивление вызывает уже цена. Почему импортное будет дешевле нашего?

ВМФ и промышленность (завод-строитель и бюро-проектант) с предложением "Тетиса" согласились, хотя и без энтузиазма. Деньги, выделенные по гособоронзаказу на достройку спасателя никто не увеличил, срок сдачи официально не перенесли. До запланированного спуска судна на воду остается около 1,5 года. Успеет ли цепочка "Тетис"-"Алмаз"-"Адмиралтейские верфи" согласованно отработать и выполнить контрактные обязательства? В этом уверенности нет.

Почему в качестве поставщика альтернативного водолазного комплекса выбрали компанию "Тетис Про", никто из официальных лиц не объясняет. Проводился ли конкурс по выбору потенциальных поставщиков? Информация на этот счет отсутствует. Есть еще одна проблема: "Лазурит" создавал комплекс по утвержденным всеми заинтересованными организациями техническим условиям (ТУ) и по действующим в нашей стране ГОСТам. А насколько будет соответствовать требованиям этих документов импортный комплекс? Например, ОАО "Тетис Про" предложило к поставке на спасательное судно водолазный комплекс с несогласованными с ВМФ внутренними ТУ. По данным Центрального Военно-Морского Портала, никакой независимой экспертизы предложения "Тетис Про" не проводилось, флотоводцы и руководители промышленности поверили тетисовцам на слово и подписали совместный протокол.

Судовой комплекс спасательного судна проекта 21300

По состоянию на сегодняшний день договор на поставку оборудования между "Тетис Про" и "Адмиралтейскими верфями" не подписан. Источник в военном ведомстве уверяет, что это дело ближайших дней.

Выхода нет

Что в итоге?
С одной стороны – родной, неэффективный отечественный производитель. Производитель, который то ли не может, то ли не хочет. Да, многочисленными случаями коррупционной составляющей в виде воровства и откатов никого давно в России не удивить. Но не раз от представителей вполне успешных предприятий промышленности звучала мысль, что государство требует принципиально новую продукцию, но деньги для на ее создание дает в обрез, без возможности обновлять оборудование. А ведь с помощью киянки не перейти на нанотехнологии. Становится очевидно, что государство на текущем этапе неспособно эффективно отслеживать инвестиции и, видимо, именно поэтому выделяет финансовые средства по принципу "лишь бы хватило".

С другой стороны – представитель иностранного производителя, вроде бы имеющего необходимые наработки. При ближайшем рассмотрении оказывается, что необходимый технический уровень разработки недостаточен, характеристики занижены и не соответствуют первоначальным, документация отсутствует, возникают обоснованные сомнения по поводу самого главного – сроков. А далее встают вопросы по поводу того, на основании чего производился изначальный выбор этого производителя и поставщика, где открытый тендер, где список предъявляемых к комплексу требований. Получается, что и здесь есть простор для коррупционной составляющей. А ведь плюсы и минусы массового использования закупленных иностранных продуктов – от универсальных "Мистралей" до корабельной мебели – нам еще только предстоит узнать.

Вот и выходит, что куда не пойди, "спасения" не будет. Широкое распространение коррупции и некомпетентности любой путь делают тупиковым.

Изменится ли что-нибудь за следующие шесть лет?

Будет ли спасение?


* img654.jpg (129.67 Кб, 600x283 - просмотрено 1964 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:32:49 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #4 : 05 Апрель 2012, 19:53:47 »

http://topwar.ru/13127-trosy-i-parashyuty-dlya-podvodnikov.html

Тросы и парашюты для подводников

Вскоре после появления подводных лодок возникла проблема спасения их экипажей в случае аварий. Требовалось создать какие-то средства для безопасного покидания лодки, в том числе и с большой глубины. Простая на первый взгляд задача значительно усложнялась некоторыми особенностями человеческого организма. Так, при подъеме с глубины в мягком гидрокомбинезоне следует двигаться с определенной скоростью или делать остановки через несколько метров глубины. Если этого не делать, то из-за слишком резкого изменения давления воды в крови начинают образовываться пузырьки газов, в первую очередь азота. Все это может привести к повреждению стенок кровеносных сосудов или даже газовой эмболии. Результат – различные внутренние травмы, вплоть до несовместимых с жизнью.

Выход был очевиден: нужно сделать некое средство, с помощью которого подводник сможет контролировать скорость подъема. Самое простое средство такого подъема – простой трос-буйреп с отметками. В таком случае подводник в гидрокомбинезоне покидает лодку, например, через торпедный аппарат и находит буйреп заранее выпущенного буя. При наличии специальных дыхательных смесей таким способом можно подниматься с глубин до 100-120 метров.

Метод выхода по буйрепу прост и эффективен, он применяется до сих пор. Но у него есть один ощутимый минус. Авария подводной лодки и последующее заточение под водой являются сильным стрессом для человека. Последующая спасательная операция тоже не добавляет спокойствия. Как результат, перенервничавший подводник может забыть об инструкциях и изо всех сил рвануть наверх, к спасительной поверхности. И получить баротравму, возможно даже с летальным исходом. По идее, поднимающегося подводника должны страховать водолазы аварийно-спасательной службы. Но не всегда спасатели могут успеть вовремя.

Возникло требование в новом средстве спасения, автоматически следящим за скоростью подъема. В нашей стране и за рубежом предлагались различные идеи и конструкции. Например, еще в пятидесятых годах в США придумали специальную лебедку с барометрическим регулятором. Подразумевалось, что подводник выходит из лодки, крепит конец троса на ее внешней поверхности и начинает плыть вверх. Лебедка, закрепленная у него на поясе, разматывает трос с нужной скоростью для данной глубины и, плавно всплывая, человек одновременно проходит рекомпрессию. Однако на вооружение это средство так и не приняли. Дело в том, что у новых американских подводных лодок почти не было выступающих элементов, на которых можно было бы закрепить карабин с тросом, да и «хождение» подводника по поверхности субмарины в поисках подходящего места для карабина, мягко говоря, смущало военных. Со временем появилась идея вообще отказаться от каких-либо тросов, соединяющих лодку и человека. В этом направлении тоже было много идей, но до практической реализации было суждено дойти только одной.

В 60-х годах прошлого века на вооружение был принят комплект изолирующего снаряжения подводника ИСП-60. Гидрокомбинезон и изолирующий дыхательный аппарат позволили начать разработку новых методов подъема на поверхность вдобавок к выходу по буйрепу. Так появился метод свободного всплытия. Он позволяет эвакуироваться с глубин от 50 до 250 метров при выходе с затоплением отсека и при шлюзовании в спасательном люке соответственно. Исследования на тему оптимальной скорости подъема показали, что подводник при свободном всплытии с глубины порядка 50 метров должен двигаться не быстрее одного метра в секунду, а после всплытия его нужно как можно быстрее отправить в барокамеру на рекомпрессию. Для всплытия с больших глубин рекомендованная скорость подъема была меньше. Возник вопрос: как ее обеспечить? Решение нашли самое оригинальное: раз нужно снизить скорость приближения к поверхности воды, то почему бы не взять за основу средство уменьшения скорости приближения к поверхности земли – парашют? В результате была создана парашютная система подводника ПП-2.


1 – парашют с центральной стропой; 2 – вытяжной пружинный парашют; 3 – ранец; 4 – звено зачековки; 5 – автомат всплытия АВ-2; 6 – карабин прицепной; 7 – пряжка; 8 – звено; 9 – чехол

Суть парашютной системы такова: при свободном всплытии наполненный газовой смесью гидрокомбинезон подводника имеет положительную плавучесть и тянет человека вверх, к поверхности. Подводник, выйдя из лодки, выпускает вытяжной парашют малой площади. За счет большого давления воды на большей глубине он эффективно тормозит подъем человека до нужной скорости. По достижении глубины от 60 до 80 метров входящий в состав системы ПП-2 автомат всплытия производит расчековку ранца основного парашюта. Тот раскрывается и продолжает затормаживать подъем, не позволяя человеку двигаться наверх слишком быстро. Теоретически парашютная система позволяет подниматься с глубин до двухсот метров, однако информации о практическом подтверждении этих цифр в свободном доступе нет. Точно так же до сих пор не публиковались подробности испытаний ПП-2, равно как и информация о применении системы на практике.

Согласно инструкциям, подъем на поверхность при помощи парашютных систем почти никак не отличается от других способов свободного всплытия. Разница лишь в допустимых глубинах – свободный подъем без ПП-2 разрешен с глубин до 140 метров. Также следует отметить еще одну особенность спасательного снаряжения подводника (ССП), включающего в себя парашютную систему. Комплект, в котором имеется ПП-2, называется ССП в комплектации №1. Комплектация №2, в свою очередь, парашютной системы не имеет. В остальном комплекты идентичны. ССП №1 полагается только тем подводным лодкам, которые имеют спасательный люк с блоком подачи воздуха. Второй вариант комплекта, соответственно, предназначен для прочих подлодок. Однако ССП с ПП-2 не имеет жесткой привязки к спасательному люку. При необходимости выход с парашютом можно осуществлять через торпедный аппарат или рубку, все зависит от условий, в которых находятся подводники.

Примечателен тот факт, что подводные парашюты серийно изготовлялись только в нашей стране. К примеру, в Соединенных Штатах судьба подобной разработки закончилась испытаниями. Военные чиновники по какой-то причине оставили парашютную систему американского образца историческим курьезом и объектом шуток. Англоязычный термин underwater parachute, в свою очередь, «перешел по наследству» специальным воздушным мешкам, применяемым для подъема грузов под водой при помощи силы Архимеда.

Автор Рябов Кирилл


* 1333566044_BB_flatten_s.jpg (105.53 Кб, 600x300 - просмотрено 2285 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:33:12 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #5 : 31 Август 2012, 19:16:07 »

http://lenta.ru/news/2012/08/31/unmanned/

Россия вооружится подводными беспилотниками

В России ведется разработка автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) для выполнения специальных задач. Об этом в интервью РИА Новости рассказал начальник департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Шлемов.
"Еще в 1989 году было решено, эти [специальные] задачи целесообразно выполнять за счет роботизированных средств, в том числе и без участия человека. Это те же беспилотники, только в другой, подводной, среде. Таким же путем идут ВМС США", - пояснил Шлемов.
 
По словам представителя ОСК, развитие подводных беспилотников является "очень перспективным направлением". И именно в пользу АНПА СССР в конце 1980-х годов отказался от использования для диверсионных и противодиверсионных задач малых подводных лодок типа "Пиранья".
 
В конце 2011 года ВМФ России принял на вооружение телеуправляемый автономный необитаемый подводный аппарат "Обзор-600". АНПА приписан к Черноморскому флоту России и используется для разведки морского дна. Ранее для подобных целей использовались аппараты Tiger и Pantera+ британского производства.
Аппарат "Обзор-600" оснащен манипуляторами и гидролокатором, способным обнаруживать подводные объекты на расстоянии до 100 метров. Кроме того, аппарат может передавать оператору цветное или черно-белое видеоизображение. Планируется ли использовать подобные аппараты в диверсионных или противодиверсионных целях, не уточняется.
Автономный необитаемый подводный аппарат "Обзор-600".

Фото с сайта tetis-pro.ru


* Аппарат.jpg (109.98 Кб, 600x450 - просмотрено 2277 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:33:40 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #6 : 29 Октябрь 2012, 15:47:36 »

http://izvestia.ru/news/538268#add_comment

Военный атомный батискаф «Лошарик» испытали в Арктике

Уникальная подлодка взяла со дна Северного Ледовитого океана пробы грунта, доказывающие принадлежность к России хребта Менделеева
Глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка», получившая за необычность конструкции прозвище «Лошарик», приняла участие в рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане.
Как рассказали «Известиям» в Минобороны, лодка помогала корректировать бурильные работы, которые проводились с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континентального шельфа России.
— В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа, — рассказал собеседник «Известий».
Он добавил, что, по данным Минприроды, хребты Ломоносова и Менделеева обладают запасами нефти и газа в объеме более 5 млрд т условного топлива.
Во время экспедиции был обследован весь хребет и пробурено три скважины на двух участках с отбором образцов грунта. С помощью «Лошарика», оснащенного манипуляторами, грунт смогли собрать драгой (устройство очистки породы от наслоений), телегрейфером (большегрузный ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.
Работы велись на глубине от 2,5 км до 3 км в течение 20 суток. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах.

По данным одного из участников экспедиции, у лодки в ходе работ были повреждена система внешнего освещения, которая помогает лодке «видеть» дно на глубине и находить различные предметы. Кроме того, придется ремонтировать манипуляторы, с помощью которых лодка забирает со дна океана пробы грунта и другие объекты.
Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш». Поскольку «Лошарик» оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится поднимать в док и устранять мелкие неисправности.
— В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее, — пояснил источник в оборонно-промышленном комплексе.
Как рассказал собеседник «Известий», корпус «Лошарика» сделан из высокопрочного титана, поэтому устранить вмятины на корпусе намного сложнее, чем у обычной стальной лодки. Носителем «Лошарика» является переделанная стратегическая подводная лодка проекта 667 «Кальмар», у которой демонтированы пусковые шахты баллистических ракет — батискаф крепится под ее днищем.
— В феврале этого года мы уже ремонтировали «Лошарик». Готовили его к походу на Северный полюс. Установили дополнительное батиметрическое оборудование для сейсмического профилирования морского дна — в частности, профилограф (устройство для замера глубины донных отложений), гидролокатор бокового обзора и т.д. Тогда же подготовили запасные части и титановые плиты для повторного ремонта. Доработали и лодку-носитель, установили на нее многолучевой эхолот, — продолжил представитель Минобороны.
— Потребность в таком аппарате очень высокая. В России помимо «Лошарика» на глубине 2–3 км могут работать только глубоководные станции «Мир». В прошлую экспедицию под руководством Артура Чилингарова использовали оба «Мира». Но сейчас выполнить пришлось более сложные и длительные подводные работы. Для нее у «Миров» не хватает автономности. Поэтому решили использовать «Лошарик», — пояснил собеседник «Известий».

По словам представителя Минобороны, если «Мир» работает на аккумуляторах, которые обеспечивают работу в течении 72 часов, то «Лошарик» — это полноценная субмарина с атомным реактором. Он позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. На ней есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз и т.д. При этом регенерация воздуха и воды обеспечивается не хуже, чем на космических станциях.
— «Миры», по сути, — прогулочные батискафы. Манипуляторы у них слабые, с ограниченным количеством движений, дополнительные средства батиметрии не поставишь, — объяснил представитель «Минобороны».

Сейчас «Лошарик» вместе с носителем входят в состав Главного управления глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны Анатолию Сердюкову. В военно-промышленных кругах ГУГИ неофициально называют подводной разведкой.

Фото: ИТАР-ТАСС/Мошков Николай


* TASS_557511.jpg (167.24 Кб, 600x337 - просмотрено 1735 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:34:00 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #7 : 13 Ноябрь 2012, 11:57:38 »

http://topwar.ru/20958-noveyshiy-spasatelnyy-gidrokostyum-s-uluchshennoy-termozaschitoy-otechestvennogo-proizvodstva-gtsk-dlya-severnogo-flota.html

Новейший спасательный гидрокостюм с улучшенной термозащитой отечественного производства «ГТСК» для Северного Флота

Впервые о новой отечественной разработке индивидуального спасательного средства заговорили в начале ноября этого года после проведения 2-дневных сборов по оказанию экстренной помощи в Арктике и Заполярье для командного состава подводных/надводных кораблей и частей морской авиации.

В первый же день проходящих сборов были проведены занятия по эффективному использованию корабельного оборудования борьбы за живучесть. Для наглядной демонстрации был использован спасательное буксирное судно «Николай Чикер». В ходе занятий были продемонстрированы эффективные варианты применения аварийного и спасательного оборудования, индивидуальных спасательных средств. В качестве ИСС были продемонстрированы новейшие отечественные гидрокостюмы с улучшенной термозащитой. На второй день проходили занятия по применению спасательных авиасредств для оказания первой помощи различным судам и кораблям в открытом море.

Основное назначение отечественного ГТСК - постепенная замена в использовании германского гидротермокостюма «ARO/40V», находящегося в эксплуатации на Северном Флоте с 1980 годов, у которого закончился срок эксплуатации и который уже не соответствует современным требованиям обеспечения безопасности. На данное время нигде не афишируется российский производитель, а также его название. Интерес вызывает описание нового ГТСК, которое полностью совпадает с описанием представителя германского производства - гидрокостюма «AROV40». В интернете также фигурируют фотографии ГТСК «AROV40», сертифицированного в 1991 году.

Возникает естественный вопрос о происхождении ГТСК – действительно ли он отечественного производства, и если отечественного, то не по лицензии ли он выпускается?

Новый ГТСК обеспечит возможность вынужденного пребывания в водах с крайне низкой температурой длительное время. Как сообщают в пресс-службе Северного флота, новый ГТСК идеально подойдет как для спасателей, так и для военнослужащих Северного флота. Он обеспечен термозащитой на треть, превосходящей стандартную термозащиту для гидрокостюмов стандарта «SOLAS», имеет светоотражающие полосы на поверхности костюма для облегчения поиска в темное время, подъемные и крепежные узлы для подбора из воды с помощью специальных спасательных средств, электрический водонепроницаемый фонарь и средство подачи звуковых сигналов.

Костюм обеспечили спецподушкой, выполненной в верхней задней части костюма, которая не только удерживает на плаву владельца, но и защищает от волнения моря и непогоды. В аварийной ситуации костюмом можно воспользоваться без применения спасательного жилета.

Как сообщается в пресс-службе, на флот уже поступила испытательная партия в количестве 200 ГТСК. Основные поставки начнутся уже в следующем 2013 году. Ожидается, что новый гидрокостюм полностью заменит имеющиеся аналогичные средства на всех подводных и надводных кораблях Северного Флота, а также станет основным ИСС для экипажей спасательных кораблей и судов, обеспечивающих безопасность в северных водах.

Источники информации:
http://www.podvodsnab.ru/site/64
http://portnews.ru/news/148355/
http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=11450887@egNews
http://www.tv21.ru/news/2012/11/12/?newsid=51082

Автор Роман Джерелейко



* 1352757241_11.jpg (160.55 Кб, 600x600 - просмотрено 2137 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:34:22 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #8 : 29 Ноябрь 2012, 19:19:20 »

http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=131076

Строительство "Бестера" выходит на финишную прямую

Строящийся на ОАО "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге спасательный аппарат "Бестер-1", предназначенный для океанского спасательного судна "Игорь Белоусов", спущенного на воду 30 октября, близок к началу этапа швартовых испытаний. Об этом Центральному Военно-Морскому Порталу сообщил источник в "Объединенной судостроительной компании", в состав которой входят "Адмиралтейские верфи".

Строительство спасательного глубоководного аппарата (СГА) проекта 18271 "Бестер-1" идет в цеху предприятия параллельно со строительством судна-носителем - спасательного судна подводных лодок "Игорь Белоусов" проекта 21300 "Дельфин".

СГА является одним из основных элементов уникального бортового комплекса спасательного оборудования, не имеющего аналогов в мировом судостроении.

Глубоководный водолазный комплекс, монтаж оборудования которого на борту спасателя начнется будущей весной, сможет обеспечить работу 12 водолазов на глубинах до 450 метров, а также проведение декомпрессии 60 (максимально - до 100 человек) спасенных подводников.

В настоящее время на СГА идет наладка единой автоматизированной системы управления, начинается подготовка к швартовным испытаниям аппарата, первый этап которых начнется даже несколько раньше, чем запланировано - в феврале 2013 года.

Текст: Центральный Военно-Морской Портал
Иллюстрация: Пресс-служба ОАО "Адмиралтейские верфи"


* image005.jpg (147.86 Кб, 600x354 - просмотрено 2376 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:34:43 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #9 : 30 Ноябрь 2012, 19:02:31 »

http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=131161

Документация на ГВК-450 для судна-спасателя будет готова в декабре

В соответствии с договором, заключенным между Минобороны и "Тетис Про" в мае 2012 года, все работы по выпуску рабочей конструкторской документации (РКД), привязывающей глубоководный водолазный комплекс к судну-спасателю, будут завершены в декабре 2012 года. Об этом корреспонденту Центрального Военно-Морского Портала сообщил официальный представитель ОАО "Объединенная судостроительная корпорация".

В марте 2013 года, согласно контракту, на ОАО "Адмиралтейские верфи", где строится головное спасательное судно "Игорь Белоусов" проекта 21300, ожидают первые поставки оборудования, что подтверждается сообщениями фирмы Divex, непосредственного изготовителя основного оборудования водолазного комплекса.

"На текущий момент фирма "Тетис" выполняет все согласованные договоренности как по разработке документации, так и по заказу необходимого комплектующего оборудования за границей, - сказал представитель ОСК. - Пока все идет по графику, оснований для беспокойства нет. Дальше посмотрим".

Текст: Центральный Военно-Морской Портал
Фото: Спускаемый аппарат ГВК-450. Пресс-служба ОАО "Тетис Про"


* pic_3.jpg (214.89 Кб, 512x600 - просмотрено 1994 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:35:06 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #10 : 01 Март 2013, 22:12:33 »

http://topwar.ru/fleet/

Секреты «Лошарика»

АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров. Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики. В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался «Лошарик». По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.


Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.

Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.

Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года.


По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.

При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте. Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга Опарин А. И. возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».


Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов.

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев. При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что станция АС-12 была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство применяемое для измерения глубины донных отложений.

Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической подлодки проекта 667БДР «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 километра. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу. В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

В свое время именно фотографии «Оренбурга», всплывшего на Северном полюсе во время экспедиции «Арктика-2012», были опубликованы в прессе. В то же время внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.

Источники информации:
-http://lenta.ru/articles/2012/10/29/losharik
-http://newsreaders.ru/showthread.php?t=2988
-http://blog.kp.ru/users/2763549/post245638007
-http://ru.wikipedia.org

Автор Юферев Сергей


* 1362092305_losharik.jpg (29.78 Кб, 600x400 - просмотрено 2353 раз.)

* 1362092332_losharik-1.jpg (25.26 Кб, 600x221 - просмотрено 2116 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:35:26 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #11 : 21 Март 2013, 17:43:19 »

http://topwar.ru/25685-sverhmalye-podvodnye-lodki-piranya.html

Сверхмалые подводные лодки «Пиранья»

В связи с непрерывным укреплением флота НАТО, а также возможностью войны советское командование решило обратить свое внимание на постройку мини-подлодок, которые были бы способны действовать в реках, на мелководье, на территории баз флота противника. Для воплощения этих целей в жизнь флотское руководство поручило ленинградскому КБ «Малахит» спроектировать мини-подлодку. Разрабатываемая лодка получила обозначение проект 865 и шифр «Пиранья». Впоследствии в Ленинграде были созданы 2-е подводных лодки данного типа – это опытная лодка МС-520 и головная лодка серии МС-521. Всего было построено только 2 лодки, обе они находились на службе с 1990 по 1999 годы.

На протяжении многих лет сверхмалые и малые подлодки не строились и не проектировались отечественной промышленностью. Их проектирование возобновилось только в 70-х годах прошлого века. С 1973 года в КБ «Малахит» приступили к работе над подводной лодкой пр. 865 «Пиранья». Главными конструкторами лодки были Ю. К. Минеев, С. М. Бавилин, Л. В.Чернопятов. Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны.

Первоначально главным конструктором по проекту выступал Л. В. Чернопятов, но в 1984 году его сменил Ю. К. Минеев. Главным наблюдателем по данному проекту от ВМФ СССР был капитан 2-го ранга А. Е. Михайловский. Опыт создания и проектирования подобных технических средств на тот момент в стране отсутствовал. По этой причине работать пришлось практически с нуля. При этом новизна поставленной перед конструкторами и инженерами задачи привела к выполнению очень большого количества модельных и натурных испытаний лодки, опытных работ, проведения разнообразных экспериментов по отдельным элементам конструкции, технологическим процессам и устройствам. По этой причине закладка первой, опытной подлодки проекта 865 произошла только в июле 1984 года в Ленинградском адмиралтейском объединении.

Для выполнения поставленных перед ними задач подводные лодки «Пиранья» оснащались специализированным водолазным комплексом, который включал в свой состав 2 забортных герметичных автоматизированных контейнера (диаметр 0,62 м., длина 12 м.) предназначенных для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении. Помимо этого имелось 2 забортных проницаемых устройства (диаметром 537 мм). Подводные лодки «Пиранья» оснащались современным комплексом радиоэлектронного вооружения, включающего в свой состав малогабаритных средств навигации, связи и наблюдения (радиолокационных и гидроакустических) и автоматизированной системой управления, которая позволяла сократить численность экипажа до минимума (всего 3 человека).

Комплекс вооружения находился в средней части надстройки лодки и состоял из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены 2 транспортировщика типа «Сирена-УМЭ» или 4 буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось 2 устройства минной постановки, в которых находились мины типа ПМТ (до 4 мин большой мощности, возможно использование ядерных зарядов), либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые применялись на всем диапазоне глубин погружения «самовыходом». Для выгрузки, погрузки, а также крепления водолазного снаряжения на лодке имелся выдвижной лоток. Органы управления и приводы лотка находились внутри прочного корпуса мини-подлодки. Устройство минной постановки представляло собой пусковую проницаемую решетку с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мин по ходу движения подлодки – вперед. Согласно второму варианту вместо мин могли применяться торпеды.

Помимо разнообразного спецоборудования и состава вооружения, подлодка обладала повышенной скрытностью. Достигалось это за счет использования немагнитного корпуса, малошумных механизмов, совершенной акустической защите и использованию дизель-электрической энергоустановки с полным электродвижением. На лодке использовался дизель-генераторор мощностью 160 кВт, а также тихоходный всережимный главный электродвигатель мощностью в 60 кВт. На лодке проекта 865 могла использоваться свинцово-кислотная аккумуляторная батарея общей емкостью в 1200 кВт-часов или серебренно-цинковая батарея, обладавшая вдвое большей емкостью.

Сверхмалая подводная лодка пр. 865 обладала водоизмещением в 319 тонн в подводном положении, в надводном – 218 тонн. Размеры лодки составляли 28,2х4,7х5,1 метра. При этом лодка была двухкорпусной (легкий и прочный корпус), обладала развитой надстройкой и одним валом. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке.

В центральном посту мини-субмарины находился пульт оператора, средства отображения информации и приборная стойка, органы управления основными устройствами и системами. Приборный комплекс лодки включал в свой состав средства звукоподводной связи, гидролокатор, радиолокатор и другие устройства. Под настилом палубы центрального поста (ЦП) располагалась аккумуляторная яма. Ближе к носу от пульта оператора располагались шахта выдвижного устройства комплекса РЛС, перископ и входной люк. Ограничивающая ЦП сферическая переборка обладала входным люком в шлюзовую камеру, которая в том числе могла использоваться и для декомпрессии. На переборке имелся шлюз для передачи предметов из ЦП в камеру и иллюминатор, чтобы наблюдать за водолазами. Тут же размещались приборы управления системой шлюзования водолазов.

Кормовая плоская переборка, оснащенная газоплотной дверью, отделяла ЦП от электромеханического отсека, где на специальной амортизированной платформе, отключенной от прочного корпуса, находились дизель-генератор, гребной электродвигатель постоянного тока, компрессоры, вентиляторы, насосы и другое оборудование. Шумопоглащающее покрытие на корпусных конструкциях подводной лодки в сочетании с системой двухкаскадной амортизации обеспечивали мини-субмарине очень небольшое акустическое поле. При этом электромеханический отсек был необитаем, во время нахождения лодки в походе его посещали только для того, чтобы проверить состояние оборудования. Винт, который был установлен в поворотной кольцевой насадке, также выполнял и функции вертикального руля.

Экипаж мини-подлодки включал в себя всего 3-х человек. Все они были офицерами: командир-штурман, помощник по радиоэлектронному вооружению и помощник по электромеханической части. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу в количестве 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах, а также применять электроэнергию, подаваемую с лодки по проводам. Автономность подводной лодки проекта 865 равнялась 10 суткам.

Непосредственным развитием лодок типа «Пиранья» могли стать мини-подлодки «Пиранья-2» с нормальным водоизмещением на уровне 400 тонн, обладавшие воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой, которая использовала топливные элементы «Кристалл-20». Скорость максимального подводного хода такой подлодки должна была составить 12 узлов, а дальность плавания около 1200 морских миль. Лодку планировалось вооружить 2-8 торпедами в специальных пусковых установках на легком корпусе. В начале 1993 года «Малахит» начал продвигать свою подлодку на международном рынке. При этом нормальное водоизмещение было доведено до 250 тонн, а экипаж вырос до 4 человек. В целом же на базе подлодки пр. 865 было разработано целое семейство подлодок водоизмещением от 130 до 920 тонн.

Судьба кораблей данного проекта оказалась достаточно печальной. Уже в марте 1999 года обе построенные лодки были отбуксированы в Кронштадт, где их разрезали на металлолом. В составе флота они не прослужили и 10 лет. Причин для вывода лодок из состава флота было несколько: это, в первую очередь, отсутствие финансирования, а также мнение ряда морских офицеров о ненужности таких подлодок российскому флоту. Стоит отметить, что до того как мини-подлодки были распилены на металлолом, одна из них приняла участие в съемках комедии «Особенности национальной рыбалки».

Тактико-технические характеристики «Пираньи»:

Габариты: длина – 28,3 м, ширина – 4,7 м, высота – 5,1 м.
Водоизмещение – надводное – 218 т, подводное – 319 т.
Скорость хода подводная – 6,7 уз., надводная – 6 уз.
Дальность плавания – полная 1000 миль, непрерывная подводным ходом – 260 миль.
Максимальная глубина погружения – 200 м.
Автономность плавания – 10 суток.
Экипаж – 3 чел + до 6 боевых пловцов
Вооружение – 2 торпеды 400 мм торпеды «Латуш» или 4 мины.

Источники информации:
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index-photo.html
-http://ship.bsu.by/ship/102077
-http://bastion-karpenko.narod.ru/VVT/865.html
-http://www.navy.su/navyfrog/sub/piranya/index.html

Автор Юферев Сергей


* 1363802554_piranya2.jpg (45.88 Кб, 600x326 - просмотрено 2026 раз.)

* 1363802570_piranya3.jpg (41.39 Кб, 600x450 - просмотрено 2469 раз.)
« Последнее редактирование: 21 Март 2013, 17:49:37 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
 
© 2007 БАПЛ "Псков"
www.baplpskov.ru
CMS HostCMS