Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Форум

Сайт Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
16 Ноябрь 2019, 03:56:22 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Войти
 
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Экипажи погибших субмарин. Воспоминания.  (Прочитано 22786 раз)
KGRR
Новичок
*
Сообщений: 5


« : 16 Март 2009, 20:57:45 »

Дорогие подводники!

7 апреля 2009 года 20-летие гобели АПЛ "Комсомолец". Скорбная дата. Ушли из жизни ребята, навечно обрели могилу в студеном море. И ничегошеньки мы , ныне живущие про тех ребят не знаем (уж нынешнее поколение точно!). Список погибших , за которым стоят человеческие судьбы, характеры, эмоции.... Двадцать лет, двадцать лет....

На днях один из постоянных авторов моего сайта Владимир Свирин прислал мне рассказ "Комсомолец" (Светлой памяти Юры Макарчука) http://avtonomka.org/forum/index.php?topic=78.0 .
Произведение блистательное...Оно натолкнуло меня на мысль и я сделал подраздел форума "Экипажи погибших субмарин" http://avtonomka.org/forum/index.php?board=36.0

Не поленитесь, кто кого знал с "Комсомольца" или других лодок, учился с ними, служил... да водку пил, наконец, напишите. Пусть это будет небольшой очерк, пара строк, но погибшие заслуживают этой памяти. Заслуживают того, чтобы о них помнили, не только флотские историки, но и обычные люди.
С уважением,
А.Викторов
« Последнее редактирование: 30 Март 2009, 20:32:27 от magnezi » Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #1 : 16 Март 2009, 21:28:03 »

Цитировать
Пусть это будет небольшой очерк, пара строк, но погибшие заслуживают этой памяти. Заслуживают того, чтобы о них помнили, не только флотские историки, но и обычные люди.

Полностью согласен.
Будем писать на двух сайтах.
Мне самому есть о чём рассказать.
Об этом нужно говорить.
Ребята были классные, а всех хороших ....
Они живут в нас, пока мы о них помним.
« Последнее редактирование: 30 Март 2009, 20:33:02 от magnezi » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
KGRR
Новичок
*
Сообщений: 5


« Ответ #2 : 17 Март 2009, 07:29:31 »

Согласен, давай так и сделаем.
Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #3 : 22 Март 2009, 10:24:08 »

Может немного не по теме, но я хочу рассказать об хорошем человеке, который служил на нашем корабле и погиб на нём.

капитан 3 ранга Возиян  Виталий Иванович
Лето 1993 года в Северодвинске было жарким. Наш экипаж напряженно работал со сдаточной командой по программе испытаний и сдаче подводной лодки пр.945А Российскому флоту. Работы проводились планомерно и плодотворно в плотном размеренном темпе.
СССР уже перестал существовать и суверенные республики желали жить самостоятельно. Это не могло не отразиться на производственном процессе потому, что флот, без преувеличения, строила вся страна – весь Советский Союз. Каждая республика вносила свой вклад. В новых условиях нужно было менять поставщиков или вообще начинать новое производство в России. Дробление шло не только в этом, оно коснулось и людей. В эти дни к нам в экипаж пришёл, выпускник  Севастопольского Высшего Военно-морского инженерного училища  лейтенант Возиян В.И., инженер-электрик по образованию. Уже в училище Виталия Ивановича уговаривали остаться служить на Украинском флоте. Но он, сам родом с Украины, целенаправленно выбрал службу на флоте России.
Его назначили к нам в экипаж. В БЧ-5 второй дивизион был укомплектован полностью. Виталика назначили на должность инженера группы первого дивизиона. Ему доверили командовать реакторным отсеком. Это не смутило его, он стал осваивать то, на что его не учили.
Там было чему поучиться и не только ему. Учились все. Швартовые испытания, физпуск  реактора, ходовые, государственные испытания. Передача корабля флоту и переход в пункт базирования.
Время было лихое. Развал Союза буксиром тянул увеличивающийся ком проблем. Люди стали увольняться с флота, текучка была очень большая. Корабль больше стоял в базе. Выходов в море практически не было. Очень скоро опустел весь второй дивизион и Виталий Иванович добился перевода на должность по своему  образованию. Вскоре он стал самым молодым в дивизии и во флотилии  командиром 2-ого дивизиона. С лёгкостью и охотой брался за сложные дела. Тогда это было немного удивительно. Мы спрашивали у него, а стоит ли с таким «комсомольским задором» браться за всё и расти по службе. Стоит ли вообще служить, когда тебе постоянно задерживают зарплату, не платят пайковые, не обеспечивают вещевым имуществом. Он отвечал интересно: «Хочу увидеть, чем всё это закончиться и что будет, когда всё развалиться. Поэтому увольняться не собираюсь».
Шли годы. В лучшую сторону по службе ничего не изменилось. В море ходить стали и ходили много и очень активно. Виталий Иванович стал полноправным и авторитетным членом экипажа. В нём присутствовала интересная черта характера, по настроению он изрекал интересные выражения, достойные того, чтобы их отнесли к «флотским афоризмам». Он мог своим задором развеселить людей, красиво рассказать юморную историю, грамотно подшутить. После автономки Виталий Иванович стал готовиться к поступлению в Академию. Его жена Маша поддерживала его в этом.  Желание у него было дослужиться не меньше чем до заместителя командира дивизии по электромеханической службе. Но на медкомиссии его завалили. Он, как и подобает, не расстроился и сместил свои планы на год.
Экипаж вернулся с отпуска и стал интенсивно готовиться к очередной боевой службе. Корабль принимали 17 августа 1999 года в Полярном при постановке в док. Провозились весь день, устали чертовски. Уже вечером, когда сменный экипаж ушёл с борта, заступила наша вахта. Виталий Иванович дежурным по кораблю. Всё произошло быстро. Какой-то скачёк напряжения по питанию с берега по спецсети.  Система «Молибден» открыла клапана подачи ЛОХ в первый отсек (практически тоже, что и случилось на АПЛ «Нерпа»). Людей в первом отсеке не было. Кто-то озвучил, что на торпедной палубе могут быть матросы. Виталий Иванович пошёл проверить эту информацию. Войдя в первый отсек сильного запаха не было. Уже прошло какое-то время и часть фреона осело. А на торпедную палубу можно попасть только по вертикальному трапу. Он снял замок и открыл  люк. Весь осевший фреон окутал его. Сколько он раз его вдохнул, уже не узнает никто. Но он успел выбежать из отсека, махая перед лицом руками. Пробежал пару метров и упал. Все реанимационные действия корабельного доктора его не спасли.
Потом много говорили, да как же так, имея такой опыт и боевые службы за плечами, так нелепо погибнуть. Говорить можно всякое, возможно, это накопившаяся усталость за день. Время на подготовку к несению вахты никто не выделял. Да, причин можно найти сколько угодно, только человека уже не вернуть.
Ребята с экипажа сопровождали гроб с Виталием Ивановичем на Украину. Там в родном городке его и похоронили со всеми воинскими почестями, соорудив на его могилке памятный обелиск.

Светлая ему память.



* Vitalik.jpg (25.12 Кб, 600x536 - просмотрено 2434 раз.)
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 09:20:01 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #4 : 22 Март 2009, 19:30:49 »

капитан 2 ранга  Исаенко Василий Сергеевич
С Василием Сергеевичем мне довелось познакомиться, когда я был прикомандирован к ним в экипаж на выход в море. Служили мы в первом дивизионе БЧ-5 на разных кораблях. До этого мы с ним встречались и общались, даже жили в одном доме и в одном подъезде, но как-то всё мимоходом. Вася был грамотным инженером КИП и А. На любой сбор экипажа в кают-компании корабля он всегда приходил с большой папкой или с техническим описанием какой-либо системы. Всегда чего-то изучал. Был в прекрасных отношениях с гражданскими специалистами, производящими ремонт блоков автоматики и прочих систем электронного управления  главной энергетической установки. У этих ребят в Лице была лаборатория и там отличная банька. Как-то мы с Василием Сергеевичем там парились. Хороший пар, отличный маленький бассейн и радушный коллектив.
 
Вася был безотказным человеком, готовым всегда оказать содействие и помощь. Будучи инженером КИП и А, ему присвоили звание капитана 3 ранга так как он «засиделся» в капитан-лейтенантах. Порядочно отслужив на корабле в этом звании, он перевёлся служить в штаб дивизии помощником НЭМС. Но, это не сделало его «штабником». Он приходил к нам на пульт ГЭУ каждый раз с каким-то новым анекдотом. С ним было приятно пообщаться на отвлечённые темы, но и про специальность никогда не забывали.

Как-то мне нужно было съездить в Мурманск за запчастями к машине. Первые три дня марта шёл сильный снежный буран. Мело очень сильно, снега навалило столько, что почти завалило окна на первых этажах домов. Никто не знал какая будет дорога. Ехать надо. Вася без лишних слов зашёл за мной и мы пошли к машине, которую он оставил в посёлке у школы. Когда мы подошли, вместо машины был большой снежный сугроб. Дул сильный ветер, метель. Мы откапали машину, завели и проехав метров пятьдесят, застряли возле котельной. Машина села в снег плотно. Снизу, навстречу нам ехал ЗИЛ-131. Для него проблем с передвижением не было – высокий, 3-и моста ведущие. Мужики выпрыгнули из машины. Подошли к нам и помогли вытолкать машину назад. Сказали, что не стоит даже и пробовать. Дальше не проехать. Этого стоило ожидать и, наверное, нужно было отказаться от поездки, ещё не выходя из дома. Но, Вася не отказал, а решил пробовать помочь. Машину мы поставили на место и пошли домой. За запчастями я съездил сам через неделю, когда всё стихло.

Василий Сергеевич всегда шёл на встречу, когда я уезжал в отпуск. Я оставлял ему ключи и он присматривал за моей квартирой, пока я отдыхал на «большой земле».

Я после автономки 2000 года в августе уволился в запас. Так получилось, что увольнялся из 33 дивизии с Лицы. Буквально перед выходом в море "Курска", а он уходил в море после погрузки боезапаса из Западной Лицы, я встретил там Василия Сергеевича. Старшим на борту от ЭМС Видяевской дивизии был к.2 р. Виктор Михайлович Белогунь. Вася мог и не идти в море как Пом.НЭМС, но сам изъявил желание. Мы с ним поговорили.
Я спросил: "А зачем тебе нужно  идти в море, ведь есть старший от ЭМС€".
Вася ответил: "Хочу спокойно поработать с документацией, привести всё в порядок. А это можно сделать только в море".
Кто тогда мог представить, что я его видел последний раз.

После подъёма "Курска", мне сказали, что Василия Сергеевича и Виктора Михайловича Белогунь нашли одетыми и зажгутованными в СГП. Они стояли у кормовой переборки 4-ого отсека. Готовились перейти в 5-й отсек и бороться за живучесть корабля.
Жуткая ситуация.

Я Васю помню как энергичного и весёлого человека. 
Мёртвым я его не видел и мне трудно поверить, что его нет в живых.
Недавно мне на сайт написал друг Васи по училищу. Прислал фото Васи(курсанта 5-ого курса) с женой.


* Vasy-Isaenko.jpg (25.5 Кб, 600x450 - просмотрено 2451 раз.)
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 09:16:10 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #5 : 29 Март 2009, 13:55:49 »

капитан 2 ранга  Семыкин Олег Иванович
Олег Иванович был одним из «старейших» офицеров на кораблях 945 проекта и с внушительным стажем командиром боевой части 5. Вся его флотская жизнь и служебная линия прошла на этих кораблях. Он знал о них и на них буквально всё, даже с индивидуальными отличиями каждого корабля из 4-х построенных в этой серии.
Командиром электромеханической боевой части к нам на борт он был назначен перед очередной автономкой. Щупленький, небольшого роста на вид, он имел весомый авторитет, основанный на большом опыте и боевых службах в море. Ценил грамотный подход у своих подчинённых к эксплуатации техники,  уважал дружбу, понимал людей. Ну и, конечно же, учил, учил и ещё раз учил нас. Всегда тактично, не спеша, слегка занудно, толково. Если что-то не знаешь, он рассказывал, объяснял и показывал.  Мог и  жёстко потребовать. Тяжело переживал развал флота в 90-е годы. Любил свою жену и двух дочек.

Был у него один недостаток.  При сложных перипетиях времени, снимал стресс определённым количеством спиртного. Хотя, будучи механиком у нас на корабле, он вообще не употреблял. Мог нормально себя сдерживать и когда нужно прекратить употребление. Когда узнал, что затонул «Курск» - не выдержал. Много там погибло ребят, которых он хорошо знал, с которыми прослужил не один год.

Последний раз я видел Олега Ивановича в 2002 году в Пскове. Он приехал в составе делегации с шефского корабля БАПЛ «Псков». Он по-прежнему был командиром БЧ-5  на нашем борту. В гостинице «Рижская» есть специальный «Морской зал». Там происходят встречи подводников и офицеров военно-морского флота. Вроде бы, времени с моего увольнения прошло не много, но где-то процентов 60% ребят с экипажа я уже не знал. Олег Иванович встретил меня, как родного. Крепко обнял, пожал руку. Мы пообщались о службе, о жизни на гражданке, да и о многом.

Олег Иванович уволился с флота и ожидал получение жилищного сертификата. Жил в Видяево, работая механиком на морском буксире.  Не знаю по каким причинам и при каких обстоятельствах, умер 9 ноября 2006 года. Умер практически в день получения Государственного Жилищного Сертификата.
Похоронен в посёлке Кача недалеко от Севастополя. О судьбе его жены и детей не знаю. Вручили им Сертификат или нет, но он жил и работал для них, желая им добра.

Светлая ему память. Хороший был человек.


* Semykin.jpg (27.94 Кб, 264x600 - просмотрено 2359 раз.)
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 09:15:38 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Herman
Новичок
*
Сообщений: 3



« Ответ #6 : 30 Март 2009, 05:40:00 »

"Курск" в мутной воде (док. фильм)

http://video.mail.ru/mail/sab54/cinema/192.html

Прошу прощения, не в ту тему написАл...
« Последнее редактирование: 30 Март 2009, 20:37:06 от Митя » Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #7 : 05 Апрель 2009, 09:02:22 »

мичман Троян Олег Васильевич.
Родился в 1971 году в городе Баку. Было время, был Советский Союз. Он роднил и объединял всех. Нужно было иметь желание учиться, знания и определённое везение на экзаменах. Выбирай учебное заведение и получай образование.
Олег Васильевич закончил Школу мичманов и был направлен служить на уже Российский флот.
Волею судеб попал служить на строящуюся в Северодвинске подводную лодку «ОКУНЬ». Спокойный, неконфликтный и рассудительный паренёк, он нормально вписался в состав  экипажа.
После завершения строительства и сдачи корабля флоту, перешёл на нём к постоянному месту базирования в Ара губу. После города Северодвинска  посёлок Видяево не шёл ни в какие сравнения. У многих было желание вернуться обратно. Не у всех получалось.
У Олега Васильевича получилось. Прослужил он не долго на «ОКУНе». Летом 1994 года перевёлся на первый корпус 945 пр. и ушёл из Ара-губы  в ремонт в г. Северодвинск. Казалось, что всё налаживается. Спокойная служба, размеренная береговая жизнь – в таких условиях почему бы и не послужить. Но, времена 90-х годов были непредсказуемы. Решили вместо ремонта, на который не было денег, начать работы по утилизации. Начали демонтировать оборудование, механизмы и узлы. Экипаж стали сокращать. Должность Олега Васильевича сократили.
В 90-е годы на гражданке многие разворачивали свой бизнес. У кого-то что-то получалось в этой сфере. О  них много говорили, к ним просились и шли работать. Но, далеко не у всех получалось найти себя в гражданской жизни. Вот и Олегу Васильевичу  все «мыканья» на гражданке не давали результата. Поработал в одном месте, поработал в другом. Не находил себя.

На службе до пенсии ему не хватало пару лет. Он принял решение восстановиться на службе и дослужить.
Приехал в Видяево. Его восстановили и назначили на должность техника-химика в экипаж АПЛ «Воронеж». Шли годы, которые приближали его к поставленной цели.
В августе 2000 года его прикомандировали на выход в море на АПЛ «Курск».
12 августа 2000 года погиб на борту «Курска».
Вот такая философия жизни. А ведь, если бы не восстановился на службе, то остался бы жить. Кто такое мог предположить? Да, никто. Жизнь непредсказуема. Не знаешь, где найдёшь, а где потеряешь.

Светлая ему память.
Скорбим и помним.


* untitled4.jpg (10.6 Кб, 438x600 - просмотрено 2334 раз.)
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 09:15:04 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 807


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #8 : 05 Апрель 2009, 09:05:53 »

капитан 2 ранга Белогунь Виктор Михайлович
Служба в дивизии подводных лодок весьма специфична. Ты знаешь свой экипаж и экипажи соседних по пирсу и проекту кораблей. На построении дивизии замечаешь лица и через какое-то время службы можешь визуально определять тех, кто служит вместе с тобой в одной дивизии. Но знать всех по именам – не возможно.

Первое моё знакомство с Виктором Михайловичем произошло стихийно. Мне нужно было добраться из Ара-губы в Видяево. Транспорта не было и я пошёл пешком. Расстояние там около 10 км, где-то один час двадцать минут ходу. Кто ездил на своих машинах, обычно пассажиров не брали. Иду и вдруг останавливается Жигули-2106 цвета кофе с молоком. Виктор Михайлович говорит: «Садись, подвезу до посёлка». Пока ехали, пообщались. Виктор Михайлович уже был командиром БЧ-5 на АПЛ «Воронеж».
Далее, уже через пару лет, когда Виктор Михайлович был назначен заместителем начальника электро-механической службы 7-ой дивизии атомных подводных лодок Северного Флота, мы познакомились и работали уже более плотно.
В 1998 году Виктор Михайлович был назначен старшим на борту от электро-механической службы дивизии на боевую службу БАПЛ «Псков». Два с половиной месяца, ежедневно мы вместе делали свою работу.
Виктор Михайлович на боевую службу был расселён в каюту с командиром БЧ-5.
Я помню, как в автономке, он после моей вахты приглашал меня на «простоквашные беседы». Нам выдали на поход банки с сухой простоквашей. Очень классная вещь. Её насыпаешь в стакан, заливаешь кипятком и настаиваешь. Через часок получается прекрасная простокваша. Вот он приготовит простоквашку и зовёт меня на общение. За стаканчиком этого весьма вкусного напитка, подслащенного кусочком сахара, мы беседовали об организации службы на корабле, о режимах эксплуатации и содержании систем и механизмов, о занятиях по специальности, о многих жизненных вещах.
Вахта у меня была с 00.00 до 04.00 часов. Ночью он обходил отсеки, потом приходил в Центральный пост и подменял меня, чтобы я, как вахтенный инженер-механик, прошёл все отсеки ещё раз и проверил несение вахты своими подчинёнными.
Виктор Михайлович был высокий, коренастый человек с хорошим чувством юмора. У него было не очень хорошее зрение и мы его всегда видели в очках с легка тонированными стёклами. Это был требовательный и грамотный офицер.
Погиб Виктор Михайлович, исполняя свой служебный долг старшего на борту от ЭМС, на АПЛ «Курск». После подъёма "Курска", мне сказали, что Виктора Михайловича Белогунь нашли одетым и зажгутованным в СГП. Он стоял у кормовой переборки 4-ого отсека вместе с Василием Сергеевичем Исаенко. Готовились перейти в 5-й отсек и бороться за живучесть корабля.

Светлая ему память.


* Belogun.jpg (21.63 Кб, 600x516 - просмотрено 2422 раз.)
« Последнее редактирование: 05 Апрель 2009, 09:19:01 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Herman
Новичок
*
Сообщений: 3



« Ответ #9 : 28 Апрель 2009, 19:01:06 »

мичман Троян Олег Васильевич.
Родился в 1971 году в городе Баку.
12 августа 2000 года погиб на борту «Курска».

Светлая ему память.
Скорбим и помним.


мой ровесник и почти земляк...

Светлая память!
Записан
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
 
© 2007 БАПЛ "Псков"
www.baplpskov.ru
CMS HostCMS