Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Форум

Сайт Начало Помощь Поиск Войти Регистрация
17 Января 2018, 03:03:56 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Войти
 
Страниц: [1] 2 3 ... 7   Вниз
  Печать  
Автор Тема: АПЛ "Нерпа"  (Прочитано 126120 раз)
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 783


Служение стихиям не терпит суеты.


« : 12 Ноября 2008, 23:12:07 »

Через какое-то время на флоте всё повторяется. Идёт движение по спирали.
Сейчас на многих сайтах можно прочитать обсуждение случившейся трагедии:

http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=283033

http://www.navy.ru/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=12870

http://www.navy.ru/news/newsofday/index.php?ELEMENT_ID=12936

Высказываний очень много.


Погибли люди. Их уже не вернёшь. Что было причиной? Я позволю себе тоже высказать своё мнение.
Я сделал свой определённый вывод, ссылаясь на употребляемое во всех источниках - "несанкционированное срабатывание системы пожаротушения".

1. Чтобы быть более понятным, необходимо рассказать о системе ЛОХ (лодочная объёмная химическая). Устройство достаточно простое и такое сейчас стоит на АПЛ 3-его поколения (смотрите рисунок). Резервуар №1 заполнен фреоном. Клапана №2,4 - ручные клапана, а №3,5 - клапана с электроприводом нормально закрытые. Чтобы подать фреон в отсек, нужно открыть клапана №2,3 для подачи воздуха в резервуар и открыть клапана №4,5.

2. Инструкция по эксплуатации данной системы предписывает в базе клапана №2,4 держать закрытыми, а при подготовке корабля к выходу в море их нужно открывать. Это делается для того, чтобы в море с пульта управления Общекорабельными Системами (ОКС) можно подать фреон в любой отсек при помощи управления клапанами №3,5.

3. За 9-ь лет службы на АПЛ "Псков" у меня в 5-м отсеке было два случая нештатного срабатывания системы ЛОХ.
Первый случай был ещё на постройке в заводе. В первом случае при каком-то скачке в спец сети электропитания пульта управления ОКС произошло открытие клапана №5. Система была собрана для нахождения в море, но фреон в отсек не пошёл - не открылся клапан №3, который не пустил воздух в резервуар.
Когда наш корабль пришёл в постоянное место базирования, я довёл эту информацию до начальника и заместителя электромеханической службы дивизии. Было принято решение клапана №2,4 держать постоянно закрытыми.  Через несколько лет, произошло повторное нештатное срабатывание системы пожаротушения. Тогда уже открылись клапана №3 и 5. А закрытые клапана №2,4 не дали фреону выйти в отсек.

4. В августе 1999 года при постановке БАПЛ "Псков" в док, нештатно сработала система пожаротушения на первый отсек. В результате этого погиб капитан 3 ранга В.И.Возиян. Тогда у всех членов экипажа снимали отпечатки пальцев. Даже был определён виновный - мичман Шевченко С.Н., отпечатки пальцев которого сошлись с отпечатками на рукоятке клапана. Он, якобы, случайно с местного поста подал фреон в отсек. Но потом, за отсутствием улик и раскаяния, от этой версии отказались. Всё сошлось к технической неисправности (к электрическому "глюку") и нештатному выходу фреона в отсек.

5. В ноябре 2008 года на АПЛ "Нерпа" в результате нештатного срабатывания системы пожаротушения погибло 20 человек.

Выводы:
Я глубоко убеждён, что фреон в отсек был подан в результате нештатного скачка нагрузки в спецсети электропитания. Рассматривать вариант того, что кто-то случайно или специально открыл клапан - не могу.
По действиям и подготовке личного состава экипажа и сдаточной команды - вопросов очень много. У личного состава экипажа есть ПДУ, в которое нужно было оперативно включиться при обнаружении подачи в отсек фреона из системы ЛОХ. У личного состава сдаточной команды есть САСы - это миниатюрное средство защиты органов дыхания, которое было позаимствовано у шахтёров. Оно вставляется в рот, а руками закрывается нос. Можно дышать 3 минуты и далее переключиться в ИП-6, ШДА.
На пульте управления ОКС при срабатывании системы ЛОХ раздается звуковой сигнал и появляется засветка "красный треугольник". При появлении этого сигнала вахтенный инженер-механик обязан был объявить "Аварийную тревогу". Организовать герметизацию переборки и объявить по трансляции в отсеки, куда был подан фреон - "личному составу включиться в средства защиты".

Данная система пожаротушения весьма эффективна при тушении пожаров. Изобретать что-то другое не нужно. Нужно отказаться от излишней автоматизации. На кораблях первого и второго покаления таких случаев практически не было. Там всё управлялось вручную.


* LOH.jpg (12.56 Кб, 600x393 - просмотрено 1580 раз.)
« Последнее редактирование: 31 Марта 2011, 21:15:05 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Леонид
Гость
« Ответ #1 : 13 Ноября 2008, 13:09:27 »

Дмитрий, как можно прокомментировать это: Матрос дает показания
Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 783


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #2 : 13 Ноября 2008, 14:10:31 »

Я не верю в виновность матроса.
Чтобы запустить систему ЛОХ с местного поста нужно сделать два действия -
первое: вдавить фиксатор на вентиле и повернуть, открыв подачу воздуха в резервуар (на рис. клапан №3),
второе: вдавить фиксатор на вентиле и повернуть, открыв подачу фреона в отсеки (на рис. клапан №5).
Ну можно сдуру открыть один клапан.
Но открыть два и по не знанию, причём как говорят, матрос этот не новичок - это невозможно.

Можно запустить систему и со стойки в отсеке. Но для того, чтобы туда добраться, нужно снять крышку, поднять фиксатор на клювике и повернуть его. Чтобы такое сделать, нужно быть "бесбашенным".

Я склоняюсь к "глюку" в автоматике.
« Последнее редактирование: 15 Ноября 2009, 19:50:16 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Димас Контрабас
Новичок
*
Сообщений: 23


Северный Флот, Северный Флот- не подведёт!


« Ответ #3 : 14 Ноября 2008, 12:05:43 »

вспомни наши испытания-редкого работягу с пдушкой/самостпасателем встретишь, а я так со своей вобнимку спал.

ОТВЕТ:
Я со своим ПДУ и далее ПДА тоже практически не расставался.
А если матроса заметим без ПДУ, то чтобы отбить желание ходить без него в недалёком будущем, он бегал в ИДА-59М из носа в корму и обратно. Действовало безотказно.
А рабочие сдаточной команды никогда не носили с собой самомспасатели. Помню на ходовых испытаниях, они кучей валялись в 4-ом отсеке у кормовой переборки.
« Последнее редактирование: 14 Ноября 2008, 22:20:55 от Митя » Записан

Топите их всех, мои небритые мальчики!
Виктория
Новичок
*
Сообщений: 20



« Ответ #4 : 14 Ноября 2008, 12:45:16 »

Я не верю в виновность матроса.
Чтобы запустить систему ЛОХ с местного поста нужно сделать два действия -
первое: вдавить фиксатор на вентиле и повернуть, открыв подачу воздуха в резервуар (на рис. клапан №3),
второе: вдавить фиксатор на вентиле и повернуть, открыв подачу фреона в отсеки (на рис. клапан №5).
Ну можно сдуру открыть один клапан.
Но открыть два и по не знанию, причём как говорят, матрос этот не новичок - это невозможно.

Я склоняюсь к "глюку" в автоматике.

Здравствуйте Митя!!
И снова гибель подводников! И знаете, что самое обидное, что это гибель не в военное время!!А за виновность матроса я тоже не верю!!! Нужно же найти крайнего!! Грустный

Виктория.

Не хочу показаться скучным, но отчечу словами Командующего военно-морским флотом Советского Союза С.Г.Горшкова:

"Нет аварийности оправданной и неизбежной, аварийные ситуации и предпосылки к ним создают люди своей неорганизованностью и безграмотностью".
Это я к тому, что при любом глюке в автоматике, грамотные действия смогли бы спасти людей. В этом плане очень много вопросов к тем, кто дал "добро" на выход в море такого экипажа с таким количеством сдаточной команды..


Наверное Митя, Вы правы!!!
« Последнее редактирование: 15 Ноября 2008, 10:00:40 от Виктория » Записан
spaceman
Новичок
*
Сообщений: 20


Таких не берут в космонавты


« Ответ #5 : 14 Ноября 2008, 19:52:32 »

Дима, есть вопрос: неужели на пл возможна техническая реализация автоматического пуска ЛОХ от системы обнаружения пожара (системы пожарных извещателей). На гражданских объектах это реализовано- но в качестве пламегасителя используется или СО2 или "Инерген" (в среде и того и другого можно "жить"), плюс к тому есть задержка пуска, звуковая/световая сигнализация и возможность блокировки пуска с центрального поста оператора. Вопрос в следующем: есть ли вероятность подачи управляющего напряжения на ОБА ЭМ клапана? Мне кажется такое невозможным. Я в настоящее время занимаюсь промышленной автоматизацией на одном из морских объектов нашего народного хозяйства, в том числе автоматизированными системами газового пожаротушения. Так вот, при любых проблемах в работе оборудования и систем, в первую очередь возникают сомнения в корректной работе автоматики и т.д. Хотя причина гораздо проще
Записан

...люк задраим мы над головой за Ара-губой...
Димас Контрабас
Новичок
*
Сообщений: 23


Северный Флот, Северный Флот- не подведёт!


« Ответ #6 : 14 Ноября 2008, 22:42:32 »

#неужели на пл возможна техническая реализация автоматического пуска ЛОХ от системы обнаружения пожара#

Саша! Да технически такое вовозможно, т.е. по тому принципу как ты рассказываешь, только на флоте все прекрасно понимают что нужна защита от дурака ну и от сторонних факторов. Если я не забыл то ЛОХ с центрального даётся тоже? Система приготовлена по-морскому, команду на Молибдене набрал, ну вот тебе и управляющее U на клапана. А по поводу автоматики - неспроста проектный экипаж нашего проекта в 54 человека, флот и промышленность увеличили до 70. Причина - дублирование автоматики человеком. Это мне ещё сормовские работяги рассказывали в заводе.
А вообще Дима, спасибо, хорошее объяснение и возможно близкое к истине. Жаль только что оно высказано в кругу нашего междусобойчика.
ТВ и в газетаы сливаю пиплу более яркие и животрепещущие истории, "пипл хавает", рейтинги повышаются. Мы это уже проходили.
Записан

Топите их всех, мои небритые мальчики!
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 783


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #7 : 14 Ноября 2008, 22:53:41 »

Цитировать
Вопрос в следующем: есть ли вероятность подачи управляющего напряжения на ОБА ЭМ клапана?
Мне кажется такое невозможным.



Я не думаю, что такое невозможно. Ведь в алгоритм срабатывания системы ЛОХ заложена подача управляющего сигнала на два клапана (на клапан подачи воздуха в резервуар и на клапан подачи фреона в отсек), а может быть и больше. Т.е. всё зависит от того, что разработчики заложили в алгоритм срабатывания.
Выше я описал случаи в моём турбинном отсеке. Могу сказать точно, что клапана не открывали непосредственно со станции, их не открывали с пульта ОКС в центральном посту и их не открывали с автоматической стойки в отсеке ( и на сколько я знаю, у нас на стойках в отсеках была заведена только индикация положения клапанов в системе, а управлять системой при помоши клювика было невозможно).
Это был "глюк", с которым ввиду нечастого срабатывания, никто не занимался.



« Последнее редактирование: 14 Ноября 2008, 22:57:25 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
spaceman
Новичок
*
Сообщений: 20


Таких не берут в космонавты


« Ответ #8 : 14 Ноября 2008, 23:32:57 »

Цитировать
Ведь в алгоритм срабатывания системы ЛОХ заложена подача управляющего сигнала на два клапана (на клапан подачи воздуха в резервуар и на клапан подачи фреона в отсек), а может быть и больше. Т.е. всё зависит от того, что разработчики заложили в алгоритм срабатывания.
/quote]
Вот это есть неправильно- должна быть защита "от дурака", т.е. подтверждение пускового сигнала или задержка по времени. Хотя для пуска ЛОХ в свой отсек или же в смежный надо что-то другое. Спасибо, Диме за тех. пояснение работы ОКС, я помню во время сдачи мною зачетов на самостоятельное управление, он мне сильно помогал Улыбающийся. жаль я в ту пору был немного балбесом Улыбающийся, что м.б. присуще молодым офицерам люксовых БЧБЧ Улыбающийся
Записан

...люк задраим мы над головой за Ара-губой...
spaceman
Новичок
*
Сообщений: 20


Таких не берут в космонавты


« Ответ #9 : 14 Ноября 2008, 23:42:21 »

Расскажу вдобавок историю: "пульт управления технологической установкой, которая является главной во всем процессе. Вахта- два оператора. Утром с проверкой приходит зам.нач. объекта. На мониторе ПК мнемосхема- черыре установки, у каждой большая кнопка "СТОП".  Проверяющий "кликает" мышью на кнопках "СТОП", ессно все тормозит ("Ух, ты! А че, работает кнопка?!") с последующим мучительным запуском и "разбором полетов". В итоге оказалось, что произошел сбой автоматики Улыбающийся. Занавес. Делайте выводы...
Записан

...люк задраим мы над головой за Ара-губой...
trezo
Новичок
*
Сообщений: 10



« Ответ #10 : 15 Ноября 2008, 00:47:32 »

Да , наверное все верно.
Только мы черпаем информацию из тех же источников -СМИ, для которых чем горячее, тем лучше. При этом нужно кому-то доверять. Вопрос только кому?. Вот еще заметки на эту тему :
http://life.ru/news/45822,
http://www.kp.ru/daily/24197/403325/,
http://www.pravda.ru/news/society/13-11-2008/291859-hdjjd-0,
...И "экспертов" полно и "источников", а единого мнения нет. Попытка усреднить привела меня вот к чему: система управления ЛОХ -автоматика, выплнена не совсем как у нас , господа. А значит, можно предположить и особенности в конструкции самой системы. Дальше выводы делать не буду т.к. мало достоверной информации, а значит осуждать людей или технику, равно как и оправдывать, не имею права.
Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 783


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #11 : 15 Ноября 2008, 11:33:42 »

Цитировать
А значит, можно предположить и особенности в конструкции самой системы. Дальше выводы делать не буду т.к. мало достоверной информации, а значит осуждать людей или технику, равно как и оправдывать, не имею права.

А мы не делаем выводы. Мы обсуждаем, стремясь понять истину.
Я тоже подробно не знаю особенностей конструкции системы ЛОХ на "Нерпе".
Но уверен, что принципиальных отличий на кораблях 3-ого поколения в этой системе не много.
И  убежден, что как пишут в газетах и в статьях, что матросу удалось случайно подобрать код на стойке управления системой ЛОХ - это полная чушь.
Какой код. Там всё значительно проще.
Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Виктория
Новичок
*
Сообщений: 20



« Ответ #12 : 15 Ноября 2008, 17:24:04 »

[i]Митя вот я прочла вот такое еще разве это реально вообще???
[/i]
"Поскольку подлодка проходила испытания, коды доступа к локальным пультам были написаны на них карандашом, утверждают источники. Локальные пульты дублируют центральный пульт управления системами жизнеобеспечения.

Гробов поменял реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик в отсеке, на 78, и система заподозрила пожар. После этого поступил запрос на подтверждение, включать ли систему пожаротушения, и матрос разрешил операцию. Затем включилась сирена, и в отсеки начал поступать фреон, которым отравились 20 человек.

Гробов находится в шоковом состоянии и дает невнятные показания. Как сообщил матрос следователям, кто-то ему сказал, что блок отключен и на кнопки можно нажимать, пишет "Комсомольская правда".

Между тем матрос Алексей Васильев, о допросе которого сообщали СМИ в пятницу, является командиром трюмного отделения, добавляет издание. Он якобы видел, как Гробов нажимает на кнопки пульта, но ничего не сделал.

Жена матроса Гробова проводила мужа на службу еще в среду, 12 ноября. Но вечером Дмитрий домой не вернулся. Позвонил только в 22.30.

- Сказал, что заступил на вахту. Но я по голосу поняла: что-то не так! Спросила: ты не можешь говорить? И он ответил: мол, нет. К обеду мне позвонили: мол, не волнуйтесь, Дима в ФСБ. Я чуть с ума не сошла! - рассказала супруга матроса.

Женщина увидела мужа только к вечеру - поговорить с Димой ей позволили, но в присутствии адвоката.

- В чем его обвиняют, я услышала по телевизору. Не верю в это!.. Дима рассказывал, что, когда пошел фреон, он первым закричал: «Надеть дыхательные аппараты!» Началась паника, маски, говорит, работали через одну. Он помогал надеть их гражданским, потом отдал свой аппарат, начал терять сознание, кто-то отдал ему свой... Когда все закончилось, людей подняли на верхнюю палубу, там, на холоде, они стояли 10 часов: внизу-то все проветривали от газа. До 18.00 понедельника он стоял еще на вахте. Домой пришел сам не свой, спал очень плохо. Сильно болели почки, видимо, застудил. Во вторник утром пошел в госпиталь, но там только сделали снимок и отправили его обратно. А в среду забрали...

Напомним, несанкционированное срабатывание системы пожаротушения на АПЛ "Нерпа" произошло в ночь с 8 на 9 ноября 2008 года. Фреоном отравились трое военных и 17 гражданских специалистов, еще несколько человек пострадали. Как сообщалось, против Гробова возбуждено дело по статье "причинение смерти по неосторожности двум и более лицам".
Записан
Митя
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 783


Служение стихиям не терпит суеты.


« Ответ #13 : 15 Ноября 2008, 23:25:30 »

Цитировать
Гробов поменял реальные 30 градусов, которые показывал температурный датчик в отсеке, на 78, и система заподозрила пожар. После этого поступил запрос на подтверждение, включать ли систему пожаротушения, и матрос разрешил операцию.

Виктория, я могу сравнивать их систему только с системой на нашем корабле. У нас не было датчиков температуры и уставки никакие не менялись.

Цитировать
Поскольку подлодка проходила испытания, коды доступа к локальным пультам были написаны на них карандашом

По кодам доступа - у нас такого вообще не было. Да и на их "параходе" думаю ничего такого нет. Это чисто моё логическое заключение. Просто руководствуясь основным документом "Руководством по борьбе за живучесть", а именно разделом "по действиям личного состава аварийного отсека при пожаре без приказания" - там есть пункт - тушить пожар всеми возможными средствами. Т.е. каждый штатный член экипажа должен уметь это делать у себя в отсеке. Представьте себе, что нужно подать систему ЛОХ на отсек, а там коды. При любом возгорании, дым затягивает отсек очень быстро. Кнопки для ввода кода просто не увидишь. Да и обстановка психологически может сложиться так, что все коды из головы вылетят.

Цитировать
Дима рассказывал, что, когда пошел фреон, он первым закричал: «Надеть дыхательные аппараты!» Началась паника, маски, говорит, работали через одну.

Скорее всего он имел ввиду ПДА - с ним бывают проблемы во время пуска регенеративного патрона. Раздышать его бывает изначально трудно, но потом работает. По другим средствам защиты -ИП-6, ШДА, ИДА-59М - никогда проблем не было.

Цитировать
Он помогал надеть их гражданским, потом отдал свой аппарат, начал терять сознание, кто-то отдал ему свой...

Фреон достаточно плотно вдохнуть один раз - вызывает отёк лёгких и отёк головного мозга. Так что, не думаю, что там можно что-то отдать, а потом взять у кого-то другой.

Цитировать
Когда все закончилось, людей подняли на верхнюю палубу, там, на холоде, они стояли 10 часов

Ноябрь - месяц неспокойного моря. Такое возможно, если волнение моря позволяло вывести людей на палубу. Здесь решение принимает командир, хотя людей можно было направить в кормовые отсеки.
« Последнее редактирование: 16 Ноября 2008, 19:59:47 от Митя » Записан

Человек никогда не утратит влечения улучшать свою жизнь.

Н.Чернышевский
Виктория
Новичок
*
Сообщений: 20



« Ответ #14 : 17 Ноября 2008, 10:30:48 »

Вот так вот!!!Получаеться многое не сходиться и не правда???
Записан
Страниц: [1] 2 3 ... 7   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.11 | SMF © 2006, Simple Machines LLC
 
© 2007 БАПЛ "Псков"
www.baplpskov.ru
CMS HostCMS