Форум

Главная категория => Будущему поколению интересно знать => Тема начата: Митя от 15 Июнь 2007, 08:25:10



Название: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 15 Июнь 2007, 08:25:10
В то время, когда я учился в школе, все вопросы о подводных лодках были строго засекречены. Благодаря тому, что мой отец служил на флоте, я с малолетства видел дизельные подводные лодки разных проектов, первые атомные подводные лодки пр.627  "Ленинский комсомол". Но, чтобы где-то узнать что-то большее о нашем подводном флоте, о людях, которые служат на нем - это было практически не реально.
Сейчас другое время, другие возможности. Приглашаю Вас, "юные моряки-подводники", к общению. Жду от Вас вопросы.


Название: Re: Вопросы от членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 18 Июнь 2007, 14:16:17
Думаю, что для многих будет интересным узнать о жизни под водой "братьев наших меньших". Мы её, конечно, не видели. Но с помощью акустики слышали. Море со своими обитателями издает несравненные, разночастотные и загадочные звуки. Стая трески издает свою песенку, касатки переговариваются еще интересней. В разное время года море живет по разному. Летом и зимой монотонно, осенью и весной - жизнь бурлит. :o
Помню, как-то шли мы под водой в Норвежском море. Море было спокойно, тихо и где-то далеко в толще воды издавал басисные звуки одинокий норвал. В бесконечных глубинах мирового океана, все это кажется загадочным и навивает на философские размышления о мироздании :-\.


Название: Re: Вопросы от членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 26 Август 2007, 08:49:53
Уважаемые члены клуба "Юный моряк-подводник". В августе месяце 2007 года Вы побывали в гостях у экипажа шефской БАПЛ "Псков". Наверняка, вернувшись домой в Псков, осмыслив поездку, у Вас возникли вопросы по кораблю, по корабельной организации и т.д. Задавайте Ваши вопросы. Сайт приглашает Вас к интересному общению.


Название: Re: Вопросы от членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 20 Июль 2008, 09:24:13
http://www.navy.ru/news/navy/index.php?ELEMENT_ID=8788


Сразу 20 девушек впервые в истории ВМФ РФ станут морскими курсантами

18.07.2008

Источник: РИА Новости

Двадцать девушек станут первыми в истории Балтийского военно-морского института (БВМИ) имени адмирала Ушакова курсантами этого вуза, сообщили в четверг РИА Новости в службе информации и общественных связей Балтийского флота.

Это первый в истории ВМФ России массовый набор девушек, которые станут военно-морскими офицерами. Ранее были единичные случаи поступления девушек в военно-морские вузы страны, в основном на психологические отделения. Эти же 20 девушек будут офицерами связи.

"Впервые в истории института вступительные экзамены наравне с юношами сдают и девушки, решившие стать офицерами ВМФ", - сказал представитель Балтфлота.

По его словам, всего изъявили желание носить флотские погоны более 30 девушек.

География поступающих довольно обширная, - есть кандидатки из Сибири, Краснодарского края, с Северного Кавказа, из Забайкалья, Магадана и даже Якутии. Пять девушек имеют золотые и серебряные медали, многие закончили среднюю школу с отличием.

20 девушек, которые выдержат конкурсные испытания, будут зачислены в институт. Во время обучения они будут соблюдать казарменный режим и получать стипендию - три с половиной тысячи рублей.

В этом году девушки могут поступить в 18 военных вузов страны.

В БВМИ девушек принимают сразу на несколько факультетов, где готовят специалистов связи. Для поступления нужно представить результаты ЕГЭ по русскому языку и математике. Кроме того, необходимо сдать экзамены по психологии, физике и физкультуре.


Название: Re: Вопросы от членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 13 Август 2008, 19:31:51
Что касается службы на подводных лодок, то здесь девушки не появятся никогда.
Эксперименты уже проводились.
Женщины не уживаются в замкнутом пространстве, качающегося в морской пучине корабля.
В остальном - приветствую возможность обучения девушек в таких учебных заведениях.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 05 Апрель 2009, 18:29:41
Почему атомная лодка лучше дизельной?

Пришли мы как-то с моря в одну из баз Северного флота. Наша многоцелевая атомная подводная лодка ошвартовалась к пирсу. Рядом, ошвартованная другим бортом, стояла дизельная подводная лодка типа «Варшавянка». У соседнего пирса стояла стратегическая атомная подводная лодка типа «Дельфин».
Стоят три красавца, три разных по свому классу и предназначению корабля. На многих атомных кораблях уже бывал. Стало интересно. Хотелось сравнить. Напросились на экскурсию в «Варшавянку».

Зашли на трап, отдали знаки воинского приветствия военно-морскому флагу, нырнули в рубку и спустились в центральный пост. Надо отдать должное, что центральный пост достаточно просторный, но с атомными подводными лодками не сравнить. Хотя эргономично оборудование и приборы расставлены удобно. Пошли по отсекам. Нырнули вниз на палубу  - каюты личного состава. Узкие, длинные, нет умывальников – теснота чувствуется. Не могу сказать, что на атомных лодках каюты огромные – нет. Немного побольше. Есть умывальники. В жилом отсеке есть душ и баня, а на некоторых и маленький бассейн. На дизельной - я такого не видел.

Зашли в торпедный отсек. Всё аккуратно, чисто, на стеллажах торпеды. Торпед численно гораздо меньше. Атомные многоцелевые лодки в этом плане гораздо мощнее вооружены. Но у них и задачи другие.
 
Дизельные подводные лодки в основном своём предназначение сейчас используются в охране и защите прибрежных коммуникаций. Здесь они не знают себе равных. А атомные подводные лодки – это корабли океанского класса. Они подразделяются на многоцелевые и стратегические.

Многоцелевые – это так называемые «подводные истребители». Их задача отслеживать и уничтожать многоцелевые и стратегические подводные лодки противника в океане, нарушать военно-транспортные коммуникации противника.

Стратегические – это подвижные ракетные площадки. Они являются главенствующими факторами сдерживания любого противника потому, что внезапный адекватный ответ из любой точки океана не хочет получить никто. Они скрытно крадутся на свои позиции и несут патрулирование в заданном районе. Главная задача – быть невидимым и неслышимым для противника. В плане вооружения сравнивать дизельные лодки с атомными стратегическими вообще не уместно потому, что дизельная лодка не сможет нести столько ракет, вместе с торпедами на своём борту.

Продолжим экскурсию и пойдём в корму. Конечно же, на современных дизельных подводных лодках энергетические отсеки не похожи на отсеки подводных лодок военной и послевоенной постройки. Они больше и агрегаты стоят мощнее и компактнее, единственно что осталось с тех старых времён – запах солярки. Ей питаются дизель-генераторы, которые обеспечивают подводной лодке ход в надводном положении. Они же снабжают все электросистемы корабля энергией и заряжают аккумуляторную батарею. Стоит отметить и то, что система глушителей выхлопной системы дизеля сделана так, что при работе дизеля его практически не слышно снаружи корабля. На атомной подводной лодке тоже есть аккумуляторная батарея и дизель-генератор, но они используются как аварийные источники энергии.
 
В подводном положении ход дизельной подводной лодке дают гребные электродвигатели. Они расходуют электроэнергию аккумуляторных батарей. Именно такой принцип перемещения под водой делает этот корабль практически не видимым для любого противника. Бесшумно двигаясь, он может  подойти к противнику и нанести мощный торпедный удар или незаметно осуществить минную постановку. Разрядились аккумуляторы – нужно всплывать и  заряжать. По другому никак. Хотя, стоит отметить то, что сейчас разрабатываются и уже есть системы, позволяющие увеличить подводную автономность до 45 суток.
 
На атомной подводной лодке  проблем  с расходом электроэнергии нет. Запустили реактор и практически никаких ограничений на движение в надводном и подводном положении. Правда, есть другие ограничения, обусловленные запасом провизии и морально-психологическим состоянием подводников. В остальном – турбогенераторы обеспечивают атомную субмарину электроэнергией с большим запасом, водоопреснительная установка обеспечивает экипаж пресной водой практически без каких-либо ограничений. Ну, а главная энергетическая установка может работать без вывода неограниченное время. Срок замены активной зоны реактора – не менее 10 лет.

Ознакомились мы с дизельной подводной лодкой. Конечно же, служба подводника она сложна и не предсказуема на любом корабле, но по мне – лучше атомная подводная субмарина.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 05 Апрель 2009, 18:33:54
Почему подводная лодка под водой - слепая?

Купался я как-то в море. Нырял в глубину. Стараясь рассмотреть что-либо,  открыл глаза. Всё размазано, мутно. Нашим глазам нужно прозрачное стекло маски, тогда можно рассмотреть под водой всё. А там есть, на что посмотреть. Подводный мир очень красивый, особенно в морях и океанах. Он неизведанный, разный, непредсказуемый.

Многие ребята и взрослые, посмотрев фильмы про капитана Немо, считают, что подводники современных подводных кораблей, наслаждаются подводным миром в огромные иллюминаторы, находясь в глубинах вод, плавно передвигаясь в нужном направлении. На самом деле на подводных лодках нет ничего, даже похожего на иллюминатор.

Когда подводный корабль уходит в глубину, он ориентируется только по приборам. Визуально, то есть при помощи глаз, на большой глубине в абсолютной темноте, ориентироваться невозможно. В исследовательских батискафах есть и иллюминаторы и прожектора, которые освещают дно и позволяют осматривать рельеф, через толстые стёкла. У них предназначение совершенно другое. Они не несут на своём борту оружие и служат исключительно для мирных, научных целей.
   
Подводный корабль имеет другое предназначение. Он  под водой «слепой», но всё слышит.
Специалистов, которые слушают море, называют акустиками. С помощью чувствительной аппаратуры, они прослушивают водную среду и распознают звуки. Где прошёл косяк трески, где ведут охоту касатки, где бредёт одинокий нарвал. Но главное, это шумы надводных кораблей и судов, шумы подводных лодок.
Такое передвижение в водной стихии можно сравнить с человеком, который зашёл в тёмную комнату и по звуку боя часов с кукушкой в соседней комнате, хочет найти выход.

Особенностей передвижения «вслепую» очень много. И акустикам в этом большую помощь оказывают штурмана. Они прокладывают курс, ориентируют корабль по глубинам хода, в зависимости от рельефа дна. Рассчитывают скорость движения, для прихода в район патрулирования в нужное время. Учитывают количество пройденных морских миль. При всплытии на перископную глубину через космические спутники, уточняют место положения корабля. Такое взаимодействие отработано и доведено до совершенства.
Но, повышение технического уровня современных кораблей, делают их настолько «тихими» в морской среде, что они могут столкнуться, не услышав друг друга. И примеры этого уже есть.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 05 Апрель 2009, 18:35:45
Почему подводные лодки боятся рыбаков?

Боевая служба близилась к своему завершению. Спокойно передвигаясь в морской пучине, подводный корабль приближался к родным берегам. Ночная вахта. Спокойно. Акустик докладывает: «Горизонт чист». Уже прикидываешь, завтра вернёмся. Родные лица, тёплый дом.

Прошло два часа и обстановка резко изменилась.
Акустик заметил цели. Сперва одну, потом вторую, третью, четвёртую и пятую. Классифицировали цели, как рыболовецкие траулеры. Никто на корабле не знает какими тралами они ведут лов рыбы, такими которые идут на небольшом заглублении или которые идут по дну. Поэтому, при любом раскладе, их лучше обойти стороной на большом расстоянии.

«Рыбаки» очень опасны для подводных кораблей.  Если им и попадается такой улов, то это для них слишком «тяжёлая рыба», которая может затянуть за собой в пучину вод рыболовов вместе с судном, с грузом, с людьми и сетями.
 
А вот сети рыбацкие – от них самый большой вред. Они могут намотаться на винт подводной лодки, запутаться на рулях глубины. Последствия могут быть разные – от потери хода, до сложного докового ремонта.
Ввиду всего этого «рыбаков» ещё не любят за непредсказуемость. Они гоняются за косяком рыбы и маневрируют в море, нагоняя добычу по только им известным законам.
 
Был случай, после отработки задач в море, была поставлена задача всплыть в надводное положение. Прослушали горизонт. Всё чисто. Всплыли. Когда командир поднялся на рубку, то был удивлён тем, что практически рядом стоял рыболовецкий траулер. Эти ребята или устали за день, или произошла какая-то поломка, но дизеля у них не работали. Траулер лежал в дрейфе, на палубе никого не видно. Разбираться не стали, ушли от них по своему плану.

Вот и в этот раз, чтобы вернуться домой с боевой службы, в родную базу, пришлось делать большой крюк, чтобы обойти «лихих» рыбаков.



Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 05 Апрель 2009, 18:37:37
Почему подводная лодка бывает "легка", а бывает "тяжела"?

Стою на берегу моря. Кидаю камешки. Попадаются лёгкие, попадаются тяжелые. С такими понятиями, характеризующими вес,  мы сталкиваемся ежедневно. Подводная лодка, находясь под водой тоже бывает лёгкой и тяжёлой. Как это понять?

Каждый мальчишка любит смотреть фильмы про морские спецподразделения, но не каждый знает об особенностях  их оружия. Вот, на вид обычный, нож этих подразделений.  Но, он сделан очень интересно и имеет нулевую плавучесть. Это значит, что боевой пловец, находясь на дне может завести нож перед собой и отпустить его. Он не будет тонуть и не будет всплывать, то есть зависнет там, где его поставили. Если бы он был, как обычный кухонный нож, тяжелым, то он бы пошёл ко дну «топориком». Если бы мы прикрепили к нему кусок пенопласта, то он стал бы «лёгким» и пошёл наверх на водную гладь.

Подводная лодка – это сложное инженерное сооружение. Когда строящаяся лодка выходит в море на первое погружение, то производиться  ВЫВЕСКА корабля. То есть, опытным путём делают корректировку проектной нагрузки.
 
Это делается для того, чтобы получить весовую характеристику нулевой плавучести корабля.
Проще говоря, наша лодка вышла с завода на первое погружение. Всё делается не спеша, по пунктам.  Приняли воду в концевые цистерны, приняли в среднюю. А лодка погружаться не хочет. Это говорит о том, что абсолютно точно просчитать все весовые характеристики и плавучесть не возможно.  Нашу лодку загнали под воду, увеличивая ход и перекладку рулей на погружение. Зафиксировали углы установки перьев рулей и скорости хода, на которой возможно держать глубину.  После возвращения в завод, кораблестроители произвели расчёты и в стогом соответствии по длине корпуса лодки, на дно цистерн главного балласта уложили нужное количество чугунных грузов.
Далее, наш корабль погружался и всплывал без проблем.

Таким образом, в дальнейшей эксплуатации такие понятия как «лодка легка» и «лодка тяжела», являются характеристиками удифферентованности подводной лодки.
 
Идеально удифферентованная лодка – это лодка, имеющая нулевую плавучесть.
Но, опыт эксплуатации вносит свои коррективы. Так при движении под водой, лодку стараются держать «слегка лёгкой». Это продиктовано тем что, если произойдёт аварийная потеря хода, то корабль, после выбега по инерции, начнёт всплывать и в итоге, подводники будут ближе к жизнедарному воздуху.
Когда лодка всплывает на перископную глубину, то принимают воду в уравнительную цистерну, чтобы лодка была «тяжёлая». Это позволит при срочном погружении, оперативно нырнуть в глубину.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 05 Апрель 2009, 18:44:59
Почему на подводной лодке не заканчивается кислород?

Человек дышит воздухом, в котором содержится кислород. И как не странно, но в ограниченном пространстве отсеков подводной лодки он заканчивается.  Чтобы его воспроизводить были придуманы  установки регенерации воздуха. Принцип их работы прост и позволяет получать кислород из забортной воды.
Как эти установки работают?

Во всех морях и океанах вода солёная. Солёная вода проводит электрический ток. Если взять стакан с морской водой и опустить туда два стальных стержня. Подать на них постоянный ток – на один стержень «плюс», на другой стержень – «минус». Вода начнёт кипеть с обильным газовыделением. На одном стержне активно выделяется кислород, на другом – водород.  В реальных  установках сделаны специальные заборники, которые собирают кислород и водород. Кислород поступает в специальные резервуары, а из них в строго определённых дозах распределяются по всем отсекам лодки. Водород удаляют в струю винта.

Эта простая схема. На самом деле установки регенерации воздуха –УЭРВК, достаточно сложное инженерное сооружение.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 19 Апрель 2009, 12:37:03
Почему у нас самые большие подводные лодки?

Лежу на пляже. Наслаждаюсь тёплыми солнечными летними деньками на южном побережье Белого моря. Крупная галька, холодная вода, красивая природа, череда высокоэтажных домов. Место это в Северодвинске расположено на острове под названием - Ягры.  Здесь уживаются такие несовместимые понятия как пляж и  Крайний Север. И только здесь можно с пляжа увидеть, как в море выходят или заходят в завод атомные подводные лодки.

Солнце припекало, было жарко. Окунулся в море. Долго там не поныряешь, вода градусов 14-15. Вышел. Вода быстро просохла, и кожа стала белой от морской соли. Вдруг я заметил, что люди стали смотреть в одну сторону, без особого восторга, обыденно, кто-то показывал рукой направление  на то, что привлекло внимание. И посмотреть было на что. Из завода в море выходила атомная подводная лодка 941 проекта. Эти корабли считаются самыми большими подводными лодками в мире. Они относятся к стратегическим подводным лодкам, то есть к кораблям, которые несут на своём борту, кроме торпедного вооружения, основное – баллистические ракеты.
Глядя, как легко этот «гигант» проходил мимо, взбивая пену винтами, как красив этот корабль, несмотря на свои крупные габариты, очень захотелось побывать внутри. И это у меня получилось, только через лет семь уже на Севере в их базе в Заполярье.
Зашли мы на своём корабле на погрузку боезапаса.  Рядом стояла «Акула» или по классификации НАТО – «Тайфун».

Запросил разрешения, зашёл на борт. Ракетная палуба огромная. Она расположена необычно – впереди рубки. Думаю, «Жигулёнок» на ней бы свободно развернулся. Возможно, на корабле проводилось проворачивание оружия и технических средств, с рубки предупредили и стали открываться крышки ракетных шахт. Они плавно поднялись. Я глянул в пустую шахту. Тёмное чрево казалось огромным и бездонным. Я прошёл в рубку и спустился вниз. Стеснённости здесь не чувствуется. Место много. Этот «подводный монстр» имеет два прочных корпуса (правый и левый).  Они автономны и соединены между собой тремя переходами в носу корабля, в средней части и в корме. Между прочными корпусами стоят шахты баллистических ракет. В каждом корпусе своя ядерная энергетическая установка, турбина, линия вала и винт.

Почему она такая огромная? Почему наши кораблестроители сделали подводную лодку таких размеров?
Ответ на этот вопрос кроется в необходимости нести оружие. Корабль создаётся под определённые баллистические ракеты, которые имеют определённую длину, диаметр, массу. Если взять фотографию американского «стратега» типа «Огайо», то мы видим, что корпус лодки практически круглый. То есть ракеты были спроектированы и изготовлены так, что они вписались в проектный диаметр корпуса подводной лодки. Если взять фото нашей лодки пр.667БДРМ типа «Дельфин», то мы видим сзади рубки «горб».  Он «вырос» не просто так. Высота «горба» на всех  модификациях проекта 667 разная. Высота «горба» меняется от типа баллистической ракеты.
Ещё одна из причин того, что наши лодки самые большие – это традиционная школа постройки атомных подводных лодок с двухкорпусной компоновкой.  Принцип «бублика» (был подробно изложен в вопросе «Почему подводная лодка бывает "легка", а бывает "тяжела"»?). У этой компоновки наряду с неоспоримыми преимуществами  есть и недостатки. Один из них – увеличение размеров легкого корпуса подводной лодки, а как следствие повышение подводной шумности.
Вообще, корпус подводной лодки может иметь три компоновки:
- однокорпусная (лёгкий корпус единый с прочным. Все цистерны погружения и всё оборудование размещено внутри прочного корпуса)
- полуторакорпусная (цистерны главного балласта вынесены из прочного корпуса. Лёгкий корпус не полностью прилегает к прочному)
- двухкорпусная (прочный корпус имеет цилиндрическую форму и изготавливается из толстой высококачественной стали с ребрами жесткости. Для улучшения скольжения на прочный корпус «надет» легкий, в промежутке — балластные цистерны, емкости с топливом и т.д.).
Американские судостроители создают преимущественно полуторакорпусные подводные лодки. 
На сколько я знаю, «Юрий Долгорукий» пр.955  построен уже с полуторакорпусной компоновкой.



Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 19 Апрель 2009, 18:49:37
Почему подводная лодка может стать близорукой или дальнозоркой?

Подводная лодка под водой ориентируется только с помощью слуха акустиков и аппаратуры боевой части 7. Аппаратура эта занимает достаточно много места и отслеживает маневрирование, передвижение целей, производит классификацию, расчёты для торпедной атаки.
Такие понятия как близорукость и дальнозоркость, мы привыкли относить к зрению. Для человека зрение – это основной источник восприятия окружающего мира.  Исходя из этого, для подводной лодки можно применить такие термины. Но, они будут относиться к «чувствительности» акустической аппаратуры.

Близорукость.
Так можно сказать о подводной лодке, когда она идёт на перископной глубине при условии волнения моря. Шум волн на  море, биологические шумы (это шумы касаток, косяков рыб и прочих обитателей морских глубин) заглушают всё и делают ориентацию сложной. Именно по этой причине, большинство столкновений подводных лодок происходит на перископной глубине.  При этом крупные надводные цели прослушиваются и за ними визуально наблюдают через перископ, то есть столкнуться с траулером или сухогрузом – практически не возможно. Скорость движения подводной лодки на этой глубине с поднятыми выдвижными устройствами (перископ и т.д.) ограничено. ПЛ двигается медленно. Если скорость развить больше, то можно повредить выдвижные устройства.

Дальнозоркость.
Так можно сказать о подводной лодке, когда она идёт на  глубине. Чем больше глубина, тем больше скрытность. Причём под водой дальность обнаружения надводных целей увеличивается в разы. Здесь подводная лодка становиться опасным незримым охотником. Но, по скорости здесь тоже есть ограничения. Ко всем подводным лодкам  применим такой термин, как тактическая скорость. Это максимальная скорость, на которой технические средства акустиков позволяют вести поиск подводных и надводных целей противника. Чем она больше, тем использование корабля по назначению более эффективно.
Но, при всём при этом, подводная лодка может быть ещё и полностью слепой. Это происходит, когда лодке нужно уклониться от торпеды или сделать «подскок» и сократить расстояние, она даёт полный ход. При движении на максимальной скорости, подводная лодка совершенно «слепая». Акустическая аппаратура ничего не слышит.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 26 Апрель 2009, 17:04:59
Почему на ПЛ нельзя покинуть горящий отсек?

При любом возгорании или даже запахе гари в отсеке - на подводной лодке объявляется аварийная тревога. 25 -30 коротких звуков звонком – самая «страшная» тревога на корабле. В момент её объявления, никто не может предположить, чем всё закончиться.
Экипаж разбегается по отсекам и на переборках смежных с аварийным отсеков создают рубежи обороны. В это понятие входит – закрыть переборочную дверь, закрыть клапана по системе вентиляции и клапана других систем, чтобы полностью изолировать отсек от проникновения угарных газов из аварийного. Короче, выполнить полную герметизацию переборки своего отсека.
Те, кого закрыли в аварийном отсеке, ведут поиск возгорания и производят тушение. Покинуть отсек без разрешения Центрального поста никто не даст. Такова жизнь. Вы отвечаете за свой отсек, другие при этом должны управлять кораблём. Да и покидать отсек уже нельзя. Почему?
Потому, что от дыма могут погибнуть подводники в соседних неаварийных отсеках. Потому, что огонь вызывает повышение температуры в отсеке. А на подводной лодке в каждом отсеке проходят трубопроводы, где соседствуют несовместимые среды. Такие как, масло и кислород, гидравлическая жидкость и пар, и так далее. При нарушении герметичности этих магистралей вследствие нагрева, могут быть необратимые последствия в аварийном отсеке. Только полная герметичность – это спасение.  Спасение для тех, кто продолжает выполнять свою работу в неаварийных отсеках.

Подводник – это человек, который сочетает в себе много профессий. В их числе и умение тушить возгорания и пожары. Многочисленными тренировками подводник до автоматизма отрабатывает все возможные причины возникновения, развития и предотвращения распространения пожара в отсеке. Для этого он в совершенстве должен знать устройство и работу  систем пожаротушения,  расположение щитов, механизмов, клапанов в своём отсеке. С какого щита подаётся электропитание на тот или иной насос, механизм, чтобы при необходимости снять с него электропитание. Должен уметь использовать все имеемые в отсеке средства пожаротушения и знать, какими средствами нужно тушить то или иное возгорание.
 
В повседневной жизни многие из нас видели, как тренируются или фактически тушат горящие строения или предметы, пожарные команды МЧС. На сколько отлажено они действуют. Подводники в отсеке действуют также.
Особенность пожара в закрытом отсеке подводной лодки состоит в том, что помещение замкнуто и стеснено. Даже небольшое задымление стремительно заволакивает отсек и погружает вас в нулевую видимость. Все передвижения по отсеку приходиться делать в сплошном дыму, ориентируясь наощупь. Но и в этих условиях, языки пламени заметны.  Дышать в такой атмосфере невозможно. У подводника есть считанные секунды, чтобы включиться в портативный дыхательный аппарат (ПДА), который каждый подводник носит на себе. ПДА предназначен для экстренного включения и имеет незначительный ресурс работы. Из него нужно переключиться в индивидуальный аппарат (ИП-6) или в шланговый дыхательный аппарат (ШДА). В крайнем случае, использовать индивидуальный дыхательный аппарат (ИДА-59М). Защитив органы дыхания, необходимо найти источник  возгорания и всеми имеемыми средствами его потушить.

Когда эта задача выполнена, необходимо доложить в Центральный пост, куда стекается полная информация со всех отсеков и где производится управление подводной лодкой.
И после того, как отсек будет провентилирован, произведут замеры концентрации углекислого и угарного газа в атмосфере отсека, личному составу разрешат выключиться из средств защиты. После этого, разрешат свободный проход по отсекам.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Галина от 26 Апрель 2009, 23:05:02
Я к юным морякам отношения не имею, но из-за того, что первый раз на форуме, не знаю где можно задать свои вопросы. Завтра мой сын убывает в г.Севастополь для прохождения срочной службы. Я в ужасе! Во-первых - международная обстановка... Во-вторых, у него нет никакой физической подготовки. В-третьих  далеко. И как быть?


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 27 Апрель 2009, 19:55:33
Галина.
В этом разделе форума, я стараюсь дать больше информации для тех ребят, которые хотят связать свою жизнь с флотом или попадут служить на корабли. Я расчитываю на то, что раскрытые вопросы упростят адаптацию молодых людей к службе.
Как быть? Служить.
1. Международная обстановка - она всегда была сложной. Только в разных приграничных частях России. В Севастополе - к российским морякам всегда относились очень хорошо.
2. То, что нет физической подготовки - это большой минус. Сейчас занятия спортом из-за финансовых трудностей для многих стали недоступны, но можно заниматься для себя - без секций. Тут главное собственное желание. Пробежки утром или вечером километров на 5-ь. Пожалуйста. Но, сейчас это не модно, да и попросту ребятам лень.
3. Далеко!!! Если Вы воспитали его хорошим человеком, то это пойдёт только на пользу. Страну посмотрит, а может быть и страны.

Служат сейчас год - он пройдёт быстро.
Напишите - как у Вас всё сложиться.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 17 Май 2009, 15:55:40
Почему на подводных лодках служат самые отважные?

Говорить так, наверное, слишком не скромно.
У каждого рода войск в Вооружённых Силах России есть своя специфика, и она делает  военнослужащих не менее отважными, чем подводников.
Было время, когда мне много приходилось ездить по нашей большой стране. Один раз, я ехал из Пскова в Москву с офицером-десантником из Псковской воздушно-десантной дивизии. Разговорились.
Он инженер-механик по бронетанковой технике, я инженер-механик по энергетическим установкам. При этом какой-либо схожести в его службе и службе офицера-подводника совершенно нет.
Каждый рассказывал о своём. Десантник про основные задачи их войск. Про действия десантников.
В первую очередь - дерзкий прорыв, связанный с десантированием на парашюте, ведение боя с использованием техники или ведение ближнего рукопашного боя с использованием холодного оружия. Причём выполнение боевой задачи не зависит от погодных условий. Если надо, то ни дождь, ни холод, ни жара не может этому помешать. Основа этому физическая и психологическая подготовка. И мы не раз видели и восхищались умению разбивать кирпичи ударом руки, а иногда и головой или об голову.
Специфика службы подводника заключается, прежде всего, в безаварийной эксплуатации сложной техники, которой насыщен каждый отсек подводной лодки. Сюда воедино входит умение проводить расчёты для ввода ядерной энергетической установки, отличное знание весьма объёмных по содержанию инструкций по эксплуатации систем и механизмов энергетической установки и многочисленных других систем. Умение оперативно принимать правильное решение при любой аварийной ситуации. И всё это направлено на выполнение боевой единицей – кораблём, своей основной задачи, которая заключается в отслеживании морских коммуникаций, обнаружение судов и кораблей неприятеля и уничтожение их.
 Но, это одна и далеко не полная сторона службы.
Другой стороной является, отличающаяся высокой стабильностью, психологическая подготовка. В это понятие входит постоянное пребывание в замкнутом объёме, при наличии шумов работающих механизмов, при  искусственном освещении, воздухе, потребление опреснённой воды, умение наладить общение с неменяющемся кругом подчинённых и начальников. А в море всё это усугубляется сильной качкой. И ты можешь быть физически сильным человеком, но пребывание в постоянно качающемся замкнутом пространстве -  может всё изменить. Здесь худые и невзрачные на вид люди, могут работать без устали, а здоровые - будут лежать, не в состоянии даже встать.
Физическая сила здесь далеко не решающий фактор.
Вспомнился мне один случай. Вышли мы в море  на отработку задач. Пришёл служить к нам молодой лейтенант – высокий стройный сильный молодой человек. Отец у него был офицер-десантник. Погиб в Афганистане. Видимо, судьба сложилась так, что пошёл он не по стопам отца, а в военно-морское училище. Далее, для прохождения службы был распределён на Северный флот и попал к нам на  корабль.
      Шли мы в надводном положении, и попали в сильный шторм. Я уже не помню, что там случилось, но в отсеке появился запах гари. Оперативно доложили в Центральный пост. Сыграли аварийную тревогу в отсеке молодого офицера. А лейтенанта укачало. Лежит в отсеке на ящиках ЗИП и не может даже встать. Мы подошли к нему и довольно в жёсткой форме потребовали возглавить организацию борьбы за живучесть. Но, добиться от него ничего не получилось. Хорошо старшина отсека был грамотный мичман. Оперативно нашли источник и устранили неполадку. Короче, отработали всё так, как надо. Сейчас этот лейтенант уже довольно большой начальник и далеко не лейтенант. Но, вот так было. Потом он освоился и уже никогда не позволял себе такого.
      Так мы ехали и разговаривали. В конце беседы, офицер-десантник сделал следующий вывод, что лучше раз десять спрыгнуть с парашютом, чем один раз погрузиться на подводной лодке под воду.
А я подумал: «Каждому своё».


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: akulych от 14 Сентябрь 2009, 16:52:23
Здравствуйте, Митя. Извините за столь фамильярное обращение, просто не знаю, как обратится к Вам в более вежливой форме.  :-[ Я не отношусь к числу "юного поколения", скорее мы с Вами близки по возрасту (мне 37). Но у меня есть вопрос по подводному флоту, надеюсь он будет в тему. Или Вы как модератор сможете перенести его в соответствующий раздел. Я служил в армии, правда в ВВС  :), но подплав, если так можно сказать, "мое хобби". Вопрос, собственно, следующий - в разнообразной литературе, как технической, так и мемуарной, часто встречается упоминание про упражнения или задачи БП ПЛ под шифрами. Вроде : "лодка сдавала задачу Л-3". Если это не секретно - можно узнать, что это за задачи? Хотя бы в общих чертах? Или хотя бы сколько их всего в полном курсе БП, сколько по времени (хотя бы ориентировочно) может занять сдача всех задач экипажем ПЛ? Буду очень признателен за любую возможную информацию по данному вопросу (естественно, в рамках допустимого по режимам секретности).


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 14 Сентябрь 2009, 18:09:52
Эти задачи являются секретными.
Все они прописаны в соответствующих документах для каждой боевой части корабля.
Т.е. этих задач много и каждый специалист отрабатывает свои.
В общих чертах:
Задачи с литерой 1 - отрабатываются всевозможные элементы при стояке ПЛ в базе.
Задачи с литерой 2 - отрабатываются всевозможные элементы на ходу ПЛ в надв. и подв.положении.
Задачи с литерой 3 - отрабатываются элементы при ведении боевых действий.
Всё - чем могу.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: akulych от 14 Сентябрь 2009, 18:42:58
Спасибо огромное.
По КАПЛ-Т-75:
Л-1 - "Подготовка подводной лодки к плаванию" - 2 месяца, сдача - 2 суток.
Л-2 - "Плавание подводной лодки в подводном и надводном положении" -  сроки?
Л-3 - "Ведение боевых действий"  - 40 суток "на земле", 20 суток при выходе в море. Срок на сдачу - ?
СЛ - ?

Допуск к БС после сдачи всех Л-1, Л-2, Л-3 или Л-3 может быть совмещена с БС€ Критерии постановки в кампанию и в первую линию?
Или знаки вопроса уже попадают под "ДСП" и "СС"??
Перерывы по задачам я вроде нашел, как и норматив на процент смены личного состава, после которого требуется пересдача задач экипажем...


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 15 Сентябрь 2009, 21:02:37
Вы лучше меня всё знаете.
Документ Курс АПЛ-Т-75, я практически не изучал.
В моём заведовании был ядерный реактор и, соответственно, отрабатывал задачи, которые касались БЧ-5.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 01 Ноябрь 2009, 10:44:21
Почему корабли иногда на полном ходу врезаются в пирс?

Скажем прямо, что такого быть не должно. Но, в жизни бывает всякое.
Почему?
Давайте порассуждаем.
Если зайти на большую океанскую яхту, то здесь всё управление находиться на капитанском мостике. Завёл дизель, поднял якорь, дал ход, повернул направо, налево. Всё под руками. Но, и габариты этого судна не очень большие, а стоимость огромная.
Большой корабль – в управлении более сложный.  Это обусловлено более мощной энергетической установкой, которая занимает не один этаж и отсек,  да и самими габаритами судна. Соответственно и обслуживающего персонала больше. Здесь гораздо сложнее провести всё управление на капитанский мостик, но чёткие команды идут только отсюда. И всё должно работать, как часы. Работать в полном взаимодействии - и люди, и техника. На современных сухогрузах, танкерах и т.д. автоматического управления тоже очень много. Экипажи здесь уменьшены практически до 12 человек, но всё равно, есть такая работа, которую автоматизировать нельзя.

Припоминаю я случай выезда на берег многоцелевой подводной лодки. Всё произошло из-за простого нарушения взаимодействия людей. Кто-то не так понял команду и всё – многомиллионный ущерб.
А было это так. Задача ставилась простая – перешвартоваться, т.е. отойти от одного пирса и встать к другому. Кораблём командовал очень грамотный офицер. За тем, как он подходил к пирсу на швартовку – можно было любоваться. Лодка заходит к пирсу на максимальном надводном ходе, ложиться в циркуляцию (поворачивает). Штурмана рассчитывали точку на циркуляции, где нужно дать полный реверс (задний ход), чтобы остановиться у пирса. Представьте себе такую махину, которую разогнали до такой скорости. Если просто остановить работу винта (турбину в «СТОП»), сама по себе, по инерции лодка сможет пройти ещё километра два. А она красиво входит в циркуляцию, потом дают реверс. И к пирсу корабль подходит, полностью погасив инерцию. Турбина в стопе. Завели швартовы и всё. Это то, что принято называть - мастерство.

Но, тот день был неудачным. Отошли от пирса. Лихо дали ход (когда лодка задним ходом отходит от пирса и выравнивается в нужно направлении, турбине дают большие обороты вперёд. Сзади образуется большой бурун и красивый пенистый хвост тянется за лодкой).  Легли в циркуляцию на подходе к другому пирсу. С мостика последовала команда дать реверс 60 оборотов. Вахтенный инженер-механик в центральном посту дал команду на пульт управления энергетической установкой. Турбина отработала 60 оборотов заднего хода. На мостике командир по докладам штурмана и визуально определил, что скорость лодки большая и дал команду: «Реверс 90». А вахтенный инженер-механик в центральном посту понял, что реверс-это наоборот. И дал турбине 90 оборотов переднего хода. На пульте чётко отработали. В итоге, подводная лодка прошла рядом с пирсом набирая ход и выскочила на камни прибрежной полосы, пробив ограждение акустического комплекса.
Неприятностей было очень много. Такие лихие подходы были запрещены.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 06 Ноябрь 2009, 21:44:55
Почему корабли боятся льдов?

Что такое лёд?  Это вода, которая при низких температурах превращается в кристалл, увеличивающаяся в объёме и весе. Лёд структура твёрдая и, в зависимости от промерзания, может быть разной толщины и твёрдости. Чтобы проломать такой лёд, судно должно на скорости наползти на него и своим весом разломать.
Сейчас телевидение даёт уникальные возможности «побывать» в разных частях света. Давайте заглянем в Арктику.
Наверное, никто не видел здесь крейсерскую яхту с белыми парусами. Почему? Её корпус сделан из стеклопластика, пропитанного эпоксидной смолой. Или из другого не столь прочного материала. Даже незначительный контакт со льдом повредит её корпус и она утонет.
Далеко не любой современный сухогруз, лихтеровоз и т.д., может пройти Северным морским путём. Чтобы идти одному здесь, надо как минимум иметь усиливающий корпус так называемый -«ледовый пояс». Самый лучший и единственный вариант, идти в сопровождении ледокола.
Но, и ледоколу доступны далеко не все льды. Ледокол во льдах должен всё время двигаться. Если он остановиться, то низкая температура заморозит вокруг него всю воду. И из этих тисков будет сложно вырваться. А, если ничего не делать, то нарастающий лёд раздавит и ледокол. В старые Петровские времена парусный флот зимовал в Неве. Для того, чтобы его не раздавил лёд, вокруг кораблей экипажи делали пропилы. Выпиливались узкие полосы льда и вытаскивали их  на лёд.
В наше время, такую работы делают рейдовые буксиры. В морозы, буксиры обходят все суда и корабли, стоящие в порту, в гавани у пира, обкалывая лёд.

Многие смотрели фильм про подводную лодку «К-19». Там есть эпизод, когда лодка на скорости всплывает во льдах, разрезая рубкой арктический лёд. Снято красиво и выглядит правдоподобно, но такого не может быть. Если бы так всплыли на самом деле, то рубку бы срезало льдом, да и корпус лодки остался бы без резины.
Подводная лодка в реальных условиях всплывает совсем по-другому.
Сперва ищут полынью (т.е. трещину во льдах). Потому, что цельный лёд в зависимости от его толщины разломать не просто. Потом выравнивают лодку так, чтобы она располагалась вдоль полыньи. Приледняют лодку. Это значит дифферентуют лодку так, чтобы она коснулась льда носом и рубкой. Потом продувают цистерны главного балласта и лодка, носом и рубкой, проламывает лёд и выходит на поверхность. Лёд субстанция твёрдая. При всплытии надо ничего не сломать, а главное не повредить винто-рулевую группу. Если корабль оборудован рулями глубины, которые расположены на рубке, то их разворачивают вертикально, максимально уменьшая площадь контакта со льдом.

Вот поэтому, корабли и боятся льдов.
Но, что касается подводных лодок, только подо льдами они остаются абсолютно невидимыми.
И только отсюда может быть нанесён "адекватный ответ" любому агрессору.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 08 Ноябрь 2009, 16:27:48
Как работает атомный движитель подводной лодки?

Атомный движитель – это очень сложное инженерное сооружение. Он состоит из паропроизводящей установки (реактор, парогенераторы, блоки очистки, системы газа высокого давления, подпитки, дренажа, отбора проб, охлаждения систем и механизмов, охлаждения забортной водой и т.д.)  и паротурбинной установки (система главных и вспомогательных паропроводов, конденсатно-питательная система, система смазки, главная турбина, турбины генераторов, турбозубчатый агрегат, опорный подшипник, многочисленные механизмы и арматура, система охлаждения линии вала, система циркуляционных трасс и т.д.).

Представьте себе, что нужно срочно выйти в район по тревоге. Многие смотрели фильмы про танкистов, про десантников. Они быстро прыгают в боевые машины, заводят дизеля и поехали. Также поступаем и мы, когда куда-нибудь спешим. Выбегаем из подъезда, прыгаем в машину. Повернули ключ, завели двигатель и поехали.
Ядерный реактор – так быстро не запустишь. Прежде чем начать ввод установки, надо произвести расчёт пускового положения компенсирующих решёток, на которое их надо поднять. Людей, которые это делают называют – управленцами. В этом расчёте учитывается очень много факторов, таких как длительность работы реактора до остановки, время простоя в базе, энерговыработка, глубина йодной ямы, отравление реактора ксеноном, самарием и многое другое. При выходе на минимальный контролируемый уровень мощности (МКУМ), чувствительная аппаратура начнёт определять, что реактор «просыпается». Как говорят управленцы – «реактор пошёл». Если расчёт выполнен неточно, то соответственно положение выхода на МКУМ будет другое. Если показания расчёта вышли за ограничения и реактор не «пошёл», нужно заглушить реактор и  снова делать расчёт пускового положения. А это порядка 40 минут. Расчёт этот у  опытных управленцев до ввода уже готов.

Как реактор «пошёл», начинается продолжительный процесс ввода установки. Торопиться здесь нельзя, надо многометровые разных диаметров паро-трубопроводы поэтапно прогреть. Прогреть паровые части турбин генераторов, главной турбины. Выпарить, заполненные водой бочки парогенераторов, поочерёдно подключая их в работу. По мере повышения температуры, производиться ввод систем и механизмов паротурбинной установки. Принимается штатная нагрузка в электроэнергетической сети на турбогенераторы, охлаждение систем и механизмов всего корабля переводят на штатный режим от паровых холодильных машин.
Когда температура теплоносителя в реакторе достигнет штатных параметров, можно дать ход.
Всё время вода занимает порядка 4-х часов.

Когда установка работает количество воды, которая находиться в конденсатно-питательной системе, уменьшается. Эту воду надо пополнять. Для этого на корабле есть водоопреснительные установки. Они опресняют забортную воду, пополняют запасы питательной воды для установки и пресной воды для экипажа. Если задуматься о том, что пресную воду получают в опреснительных установках, которые работают от пара. А пар в свою очередь производят «сжигая» ядерное топливо, то получается, что пресная вода по своей себестоимости будет дороже спирта.

Теперь, имея представление о работе установки, вернёмся к началу. Если объявлена тревога и нужно срочно выйти в район, на атомной подводной лодке есть резервные источники питания, к которым относятся аккумуляторная батарея и дизель-генератор. Имеется и резервный движительный комплекс. На корабле запускают дизель-генератор и выходят в море на резервном движительном комплексе. Большой скорости в таком режиме не развить, но можно одновременно делать два дела: двигаться и осуществлять ввод установки.
Запустив реактор, лодка ныряет и превращается в незримого охотника.


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 06 Июнь 2010, 19:57:16
Почему штурман - главная специальность на корабле?

В далёкие времена парусного флота, штурман являлся главным специалистом на судне по морской навигации. Ведь море, оно огромное. Не умея ориентироваться, легко заблудиться.
Море всегда интенсивно использовалось для ведения торговли.
Море всегда было непредсказуемым и опасным, но это не останавливало.
Во времена отсутствия какой-либо навигации, парусники с грузом, чтобы не заблудиться,  двигались вдоль побережья.
Со временем, стали появляться карты побережья, магнитные компасы. Появилась возможность двигаться между пунктами назначения более короткими маршрутами. Появлялись новые карты, штурманские приборы, такие как циркуль, секстант и т.д.. Изучалась звёздная карта  неба. Тот, кто всё это освоил, мог вести судно или корабль по морю. Это был главный специалист по судовождению – штурман. Он производил расчёты по длине маршрута, по скорости определял время нахождения в пути, по удобному маневрированию и т.д..

В наше время, уже нельзя сказать, что штурман – главная специальность на судне или корабле.
Возьмем для примера боевую подводную лодку. Здесь специалисты собраны в боевые части (БЧ).

БЧ-1 – штурманская боевая часть. Задачи у штурманов глобально не изменились. Делают они тоже, что и делали на парусном флоте. Но, вот аппаратура, которая им помогает ориентироваться на море, существенно изменилась. Хотя и то, что было на парусном флоте – тоже используется. Сейчас на помощь штурманам пришли мощные гирокомпасы. Приборов и аппаратуры, которые обслуживают штурманский комплекс очень много и занимают они много места. На сегодняшний день уже применяются передовые разработки, новые навигационные комплексы на основе лазерных технологий. Они в разы меньше.
БЧ-2,3 – ракетная и миноторпедные боевые части.  Люди, которые служат в этих БЧ, тоже могут смело сказать, что их специальность главная на корабле. Боевой корабль является фактором сдерживания для любого агрессора, за счёт мощного оружия, которое он несёт на своём борту. А оружие (ракеты, торпеды, крылатые ракеты) нужно уметь примеить.
БЧ-4 – боевая часть связи. Как известно: «Потеря связи – потеря управления». Люди, которые служат в этой БЧ, тоже могут смело сказать, что их специальность главная на корабле. Ведь все команды по применению оружию, да и связь с «большой землёй», когда корабль находиться в море, - всё это замыкается на связистов.
БЧ-5 – электромеханическая боевая часть. Люди, которые служат в этой БЧ дают ход кораблю, получают из забортной воды пресную воду, вырабатывают электроэнергию, обеспечивают охлаждение для всех систем корабля, в том числе для аппаратуры БЧ-1,2,3,4,7. Таким образом, люди, которые служат в этой БЧ, тоже могут смело сказать, что их специальность главная на корабле.
БЧ-7 – радиотехническая боевая часть. В эту БЧ входят акустики, вычислители, радиометристы – глаза и уши подводной лодки. Тоже, специальность одна из главных.


Поэтому, на подводной лодке, на других надводных боевых кораблях – все специальности являются главными. Во все боевые части всегда будут нужны грамотные, умеющие эксплуатировать сложную технику люди.


Опубликовано: http://flot.com/project/youngsailorclub/index.php?ELEMENT_ID=12122


Название: Re: Вопросы и ответы для членов клуба "Юный моряк-подводник"
Отправлено: Митя от 03 Июль 2010, 23:52:26
Почему корабли строятся так долго?


      У многих ребят, наверное, представление о производстве складываются из видеосюжетов с конвейера АВТОВАЗа. То есть, идёт поток по линии машин, у каждого специалиста своя операция. По времени – не долго. На выходе готовая автомашина.
      Производство корабля на много сложнее и в первую очередь за счёт своих больших размеров, за счёт протяженности систем, за счёт большого объёма оборудования, за счёт более высоких требований по безопасности и многого другого. Корабль - это сложное производственно-технологическое и инженерное сооружение.
      Как создаётся корабль?
Давайте рассмотрим на примере создание многоцелевой подводной лодки.
С чего всё начинается?
      Подводные лодки, как и вся военная техника, должны удовлетворять всем современным требованиям и в них должны быть применены технологии и оружие, позволяющие сохранять долгие годы службы корабля требуемый паритет сил в мировом океане. 
Для того чтобы начать работы по проектированию нового корабля, создаётся Техническое задание. Это те требования, которым должен соответствовать корабль. В первую очередь – это требование по оружию, которое он должен нести. Это техническое задание выдвигает заказчик - Министерство обороны России для конструкторских организаций. Таких организаций в Российской Федерации несколько. Это делается для того, чтобы потом провести тендер и выбрать лучшего проектанта.
      Начинается предварительное проектирование. На этой фазе производиться очень много расчётов и продолжается это не один месяц. Сейчас, когда на помощь конструкторам пришли компьютеры и всевозможные программы позволяют производить сложные расчёты – время проектирования существенно сократилось.  Итогом этой фазы является предварительные габариты корабля, размещение оружия, обводы корпуса, количество отсеков, выбор завода изготовителя, стоимость постройки и т.д.
      Всю эту информацию предоставляют заказчику. Но, заказчик за время предварительного проектирования счёл необходимым добавить на подводной лодке шахты для крылатых ракет. Обратно производятся расчёты и предъявляют заказчику. Заказчик прорабатывает представленные варианты проектов, выбирает лучшую разработку. Определяется конструкторское бюро, которое будет создавать подводную лодку. Лучший проект определён.
      Начинается кропотливая работа по проектированию каждого отсека. Подбирается оборудование, механизмы, аппаратура, трубопроводы, арматура и т.д.. Выдаются технические задания и условия другим предприятиям на проектирование и изготовление требуемого оборудования, механизма и т.д.. Вся эта работа занимает очень много времени. В ней принимает участие порядка 2000 предприятий России. На заводе изготовителе отрабатываются технологии ведения работ, готовиться и отрабатывается весь производственный цикл. Когда этот этап заканчивается – начинается этап постройки корабля.
      Для судостроительного завода День закладки нового корабля – это торжественное событие. Этот день является началом воплощения теоретических расчётов, чертежей в металл. Подводная лодка – это по своим размерам очень большой объект. Поэтому строят её по отсекам, по секциям прочного корпуса. Эти конструкции выполняют в чётком соответствии с технической документацией. На межотсечных переборках ввариваются резьбовые соединительные муфты, сгоны, фитинги, межотсечные переборочные двери и т.д. Это делается для того, чтобы через герметичные отсеки можно было провести системы, линии питания и управления корабля. На прочном корпусе приваривают соединительные фланцы приводов кингстонов, клапанов вентиляции, люков  и т.д. Сваривают цистерны, трубопроводы. Все сварочные соединения на изделиях проверяют гидравлическими и пневматическими испытаниями. В отсеках производиться монтаж крупного оборудования. Когда секции отсеков готовы, их транспортируют на стапель, где производиться сборка всего корабля. Секции сваривают на стапеле в единое целое. Сварочные швы подвергаются тщательной проверке специальным прибором (Рентгеноскопом или т.п.), на предмет отсутствия в швах раковин, непровара или прочих дефектов. Это делается для того, чтобы при нахождении подводной лодки на глубине избежать гибели корабля. По мере формирования прочного корпуса, начинается сборка всех составляющих  лёгкого корпуса. Внутри прочного корпуса начинаются монтажные работы по сборке в системы трубопроводов, прокладка кабельных трасс, монтаж оборудования и многое другое. Объём работ очень большой и многогранный. Бывают и нестыковки. Например, по чертежу стоит какое-либо оборудование, и оно конструктивно не даёт возможность провести трубопровод какой-либо другой системы. Конструкторы на месте решают, как можно провести трубопровод по-другому. Они вносят изменения в конструкторскую документацию. Работа не останавливается. По мере готовности систем производятся их испытания.
      Проходит не меньше 2-х лет, когда работы по корпусу заканчиваются и подводную лодку спускают на воду. Это тоже весьма торжественный этап в строительстве корабля. Работы продолжаются у заводской стенки на воде. Идёт ввод в действие систем, требующих охлаждения забортной водой, производиться прострел торпедных аппаратов, наладка систем.
      Начинается череда обязательных комплексных испытаний.
Первое – швартовые испытания. Энергетическая установка даёт жизнь всему кораблю. На этих испытаниях подаётся пар с береговой установки и проверяют в работе паротурбинную установку. В комплексе проверяются все системы. Гребной вал отсоединяют от гребного винта. Дают обороты главной турбине. Испытания проходят несколько суток.
      После этих испытаний и устранения замечаний, которые были выявлены на них, проводиться физический пуск реактора, и начинаются ходовые испытания. Корабль выходит в море со штатным экипажем и со сдаточной командой завода. Отрабатывается весь широкий комплекс задач в соответствии с планом испытаний. Эти испытания длятся несколько недель с заходом в завод и последующим выходом. В работе проверяется всё оборудование как в надводном, так и в подводном положении, уточняются все фактические технические характеристики корабля. Особое внимание уделяется применению оружия – учебных торпед.
      После возвращения, начинаются работы по устранению замечаний, выявленных на испытаниях.
Следующий этап – государственные испытания. От ходовых испытаний он отличается тем, что на борту работает приёмо-сдаточная комиссия со стороны Заказчика. Работу оборудования в каждой боевой части, службе проверяет уполномоченный представитель военно-морского флота. В море выходит экипаж, сдаточная команда и комиссия.
      По окончании государственных испытаний производиться устранение замечаний. На подводной лодке начинаются покрасочные работы. Бригада маляров производит покраску оборудования в отсеках.
Заключительным этапом строительства корабля, является осмотр подводной лодки председателя приемо-сдаточной комиссии, представителя командования военно-морского флота. Подписывается Акт сдачи корабля флоту. На подводной лодке, в торжественной обстановке поднимают военно-морской флаг. С корабля уходит сдаточная команда. Экипаж становиться полноправным хозяином своего корабля.
      Корабль построен и сдан флоту.