Большая атомная подводная лодка  Псков
 

История 945 проекта

Расширение боевых возможностей американского флота в 60-80 годы — в первую очередь, его подводной составляющей, требовало резкого увеличения противолодочного потенциала Советского ВМФ. В США приступили к строительству новой многоцелевой АПЛ «Los Angeles». Возникла необходимость создания такой ПЛ, которая могла бы противостоять новым ПЛ США.

В 1973 году в нашей стране в рамках комплексной программы “Аргус“ была разработана концепция противолодочной обороны страны. В рамках этой программы развернулось активное проектирование и строительство подводных лодок 3-его поколения. Был объявлен конкурс на создание многоцелевой АПЛ, превосходящей АПЛ типа «Los Angeles». И, не смотря на сопротивление и на «подковерную» борьбу, конкурс был выигран разработками ЦКБ «Лазурит».

Горьковское (ныне Нижегородское) ЦКБ-112 “Лазурит“ ведет отсчет своей истории с 1953 года. На него были возложены обязанности головного предприятия по проектированию и обеспечению постройки ПЛ среднего водоизмещения. Тактико-техническое задание на разработку большой атомной многоцелевой подводной лодки было выдано в марте 1972 г. При этом ВМФ ставилась задача ограничить водоизмещение в пределах, обеспечивающих строительство кораблей на внутренних заводах страны частности — на Горьковском заводе “Красное Сормово“). Основным назначением новых АПЛ проекта 945 (шифр “Барракуда») должно было стать слежение за ракетными и многоцелевыми подводными лодками, авианосными ударными группами потенциального противника, а также гарантированное уничтожение этих целей с началом боевых действий. Главным конструктором проекта являлся Н.И. Кваша. Технический проект АПЛ был утвержден в 1974 году, и сразу же началось изготовление рабочих чертежей по проекту.

О конструкторе

Николай Иосифович Кваша родился в 1929 г. на Украине в Кировограде, в семье железнодорожника. Мальчишкой пережил немецкую оккупацию. После окончания средней школы учился в двух институтах на Украине и, получив высшее техническое (машиностроительное) образование, был направлен по распределению на судостроительный завод «Красное Сормово». Так он стал «сормовским хохлом» (его собственное выражение). Вот уже более полувека он работает в Горьком, сначала на заводе, а затем в ЦКБ «Лазурит», где занимал последовательно должности конструктора, заместителя главного конструктора, главного инженера ЦКБ, главного конструктора нескольких проектов ПЛ (из которых безусловно главным является пр.945), и наконец, генерального директора и генерального конструктора ЦКБ «Лазурит». Н.И.Кваша удостоен звания Герой России.

Принципиально важным элементом новой АПЛ было применение для изготовления прочного корпуса титанового сплава. К моменту проектирования корабля в кораблестроении использовался сплав титан Т-17 с цирконием. Технологически это был достаточно сложный сплав. С точки зрения свариваемости у него тоже возникали проблемы. В ЦНИИ ТС «Прометей» был заказан к разработке новый сплав. И он был получен. Сплав 480ТЗВ без циркония обладал высокой коррозионной стойкостью в морской воде и прекрасно варился. Предел текучести 70-72 кгс/мм2, обеспечивал увеличение предельной глубины погружения в 1,5 раза по сравнению с АПЛ второго поколения. Использование титанового сплава высокой удельной прочности позволяло за счет уменьшения массы корпуса сэкономить на водоизмещении лодки до 25-30%, что делало возможным постройку АПЛ в Горьком и транспортировку ее внутренними водными путями. Кроме того, титановая конструкция позволяла резко уменьшить магнитное поле корабля (по этому параметру атомоходы 945 проекта сохраняют мировое лидерство среди подводных лодок и в настоящее время). Однако использование титана вело к существенному росту стоимости АПЛ и по технологическим причинам ограничивало число строящихся кораблей, а также число предприятий судостроения, участвующих в программе. Так судостроительный завод в Комсомольске на Амуре не смог освоить производство титановых корпусов. Стоит отметить, что строительство титановых лодок обходилось дорого на первом этапе постройки кораблей 945 пр. В дальнейшем в СССР была создана мощная титановая промышленность и разница в цене между сталью и титаном постепенно перестала быть заметной.

Создание АПЛ пр.945 стало эпохальным событием в отечественном и мировом кораблестроении. На корабле были внедрены десятки новых решений и предложений. Интеллектуальный потенциал ЦКБ «Лазурит» значительно вырос. Не смотря на многочисленных сторонников и противников кораблей данного проекта, следует отметить, что опыт боевых служб, а точнее рекордные часы слежения за ПЛ эвентуального противника, склоняют все «ЗА» в их сторону. Результаты двух боевых служб, последнего корабля в серии 945 пр. БАПЛ «Псков», наглядно показывают неоспоримые преимущества этих кораблей. Все это позволяет надеяться на то, что в нашем, набирающем силы Российском государстве, вернуться к постройке таких подводных лодок. Хочется выразить уверенность в том, что в недалеком будущем ЦКБ «Лазурит» спроектирует и построит для ВМФ России титановый подводный корабль. Он будет способен на равных противостоять с последней многоцелевой АПЛ военно-морского флота США типа «Sea Wolf».

22.04.2007

При создании статьи использованы материалы специального выпуска альманаха «Тайфун» 2005 года, выпуск № 4. Буклет о 7 дивизии АПЛ СФ «40 лет на страже полярных глубин». Материалы сайта www.submarin.id.ru


Поиск по сайту

Помощь сайту

руб.
Яндекс.Деньгами на счёт 41001216436720

Наши друзья

Сайт храма святителя Василия Великого (на Горке) г.Псков «АВТОНОМКА» Александра Викторова «Академия русской символики «МАРС»



Rambler's Top100 Яндекс цитирования
 
© 2007 — 2012 БАПЛ Псков www.baplpskov.ru
CMS HostCMS