Большая атомная подводная лодка  Псков
 

Испытания

Швартовые испытания.
С плавбазы «Сутырин» подали пар на паротурбинную установку. Ее вывели в приближенно штатный режим. В ходе этих испытаний проверяют работу всего главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) в комплексе и отдельных узлов. Гребной винт при этом отсоединяют от вала. ГТЗА раскручивают и проверяют на всех оборотах переднего и заднего хода. На турбогенераторы (ТГ) принимают нагрузку и проверяют в работе. Находиться в турбинном отсеке довольно тяжело. Идет обгорание краски, смазок, консервантов и т.д., в отсеке очень задымлено и шумно от работающих механизмов и вентиляции. Идет проверка электроэнергетических сетей, системы кондиционирования, оборудования и т.д. Испытания и настройка оборудования идут по плану, снимаются показания приборов, параметры механизмов и т.д.

6 апреля 1993г. корабль получает наименование БАПЛ «Окунь».

График всевозможных испытаний очень плотный. Проверяют функционирование систем вооружения. Осуществляют «прострел» торпедных аппаратов. Носовую часть корабля притапливают. Уникальное зрелище, когда визуально можно наблюдать, как болванка, имеющая размеры настоящей торпеды, с большой скоростью под водой выходит из торпедного аппарата. Энергия толчка разгоняет болванку так, что она на сотни метров уходит от корпуса и потом всплывает. Ее подбирает плавкран и опять готовит к погрузке на борт. Проверяют на отдачу всплывающую камеру (ВСК). Список испытаний весьма широк и интересен.

Физический пуск реактора.
Пуск реактора от внешнего источника ионизирующего излучения. Производят выход на минимально контролируемый уровень мощности (МКУМ) реактора и снимают все показания предусмотренные программой нейтронно-физических измерений. Далее, вводиться вся установка и снимаются теплотехнические показатели. Все эти показания отображаются в отчетах, строятся графики, которые в дальнейшей эксплуатации постоянно используются для расчета МКУМ при каждом пуске реактора. Все это проводиться строго по плану и с неукоснительным соблюдением требований Ядерной Безопасности. С момента физ.пуска реактора у личного состава экипажа начинается отсчет выслуги лет — год за два.

Ходовые испытания.
К моменту готовности к ходовым испытаниям, на корабле стоит уже все оборудование, каюты оборудованы койками, все системы и механизмы собраны для работы по штатной схеме. Лодка готовиться к первому выходу в море в составе военного экипажа и в полном составе гражданских специалистов. День выхода был солнечным и прохладным. Экипаж уже находился на борту. ГЭУ введена. Народу на корабле очень много. Программа испытаний рассчитана на несколько недель пребывания корабля в море и с неоднократным заходом на завод. В предвыходной суете каждый занят поиском места личного обустройства. На борт  матрасы несут, листы фанеры, которые потом занимают место в коридорах, на арматуре, превращаясь в место отдыха после вахты. Вышли в море. При случае, спать приходилось в турбинном отсеке в тупиковом проходе. Больше мест нет. В море отрабатывается широченный круг настроечных работ. Первое погружение. Длительная работа, под названием вывеска корабля. Корректировка и расчеты проектной нагрузки ПЛ. Возвращение на завод, опять выход. Настройка акустического комплекса. Первая аварийная тревога. Она запомнилась потому, что была объявлена 7 октября 1993 г. из моего турбинного отсека при первом глубоководном погружении на глубину 275 метров. Погружались «ступеньками». Вследствие обжатия корпуса, на 175 метрах одна из фазовых шин щита турбогенератора правого борта легла на потолок рубки Водохимической лаборатории. Появилось сильное искрение и характерный шум «сварки». Это было своевременно обнаружено и объявлена аварийная тревога. Лодка подвсплыла, искрение прекратилось. Пришедшие в отсек специалисты, не нашли ничего серьезного. Было принято решение продолжить погружение. В отсеке остались командир отсека ст.лейтенант Онуфриев и гражданский специалист. Остальной л/с был выведен из отсека. При погружении на той же глубине все повторилось. Подвсплыли, сняли нагрузку с щита. Специалисты разобрали, увидели место контакта. Замечание через несколько часов устранили и нормально отработали всю программу погружения. После возвращения с ходовых испытаний, проводили весь комплекс работ по устранению всех выявленных замечаний. К корпусу подклеивали резину, которая оторвалась в море. Гражданские специалисты заполняли документацию и, совместно с военными, вносили изменения в инструкции по эксплуатации систем и механизмов. Шла подготовка к следующему этапу испытаний.

Ходовые испытания БАПЛ «Псков»

Государственные испытания.
Эти испытания проводят в присутствии ответственных военных представителей. Каждый флагманский спец. курирует свою материальную часть и в итоге дает заключение на «пригодность». Испытания проводятся в море по очень широкой программе с замером полей корабля, с торпедными стрельбами и т.д.. После возвращения с государственных испытаний, также идет устранение обнаруженных недостатков и замечаний. Далее, на корабле начинаются доводочные работы. Обустраиваются каюты, красятся отсеки, наноситься маркировка на арматуру и механизмы. В отсеки заносят, размещают и раскрепляют ящики с ЗИПом.

Государственная приемка.
Это заключительный этап перед подписанием документа о приемке корабля флотом. Опять же, большая комиссия из военных чиновников разного ранга и чина, прибывает на завод и осматривает корабль. Осматривается каждый отсек. Принимаются замечания от членов экипажа по улучшению параметров эксплуатации материальной части и целесообразным изменениям на корабле. В большинстве своем эти замечания остались в Актах и на бумаге. Ввиду резкого уменьшения финансирования флота, на их устранение не было средств.

В декабре 1993 г. БАПЛ «Окунь» был принят флотом у промышленности.

17 декабря 1993 года на корабле поднят Андреевский флаг .

Корабль вошел в состав Военно-морского Флота России.
Этот день входит в историю, как День Корабля. С корабля уходят последние гражданские специалисты. Экипаж становиться полноправным хозяином подводной лодки. О тех, кто был первым в этом экипаже и по сей день в кают-компании корабля есть памятная доска с их фамилиями. 

21.04.2007

Статья подготовлена к.3 р. запаса Онуфриевым Д.А. Материалы предоставлены из личного архива старшего мичмана запаса Волощук Г.Н. При создании статьи использованы материалы специального выпуска альманаха «Тайфун» 2005 года, выпуск № 4. Буклет о 7 дивизии АПЛ СФ «40 лет на страже полярных глубин», Буклет 10 лет БАПЛ «Псков».


Поиск по сайту

Помощь сайту

руб.
Яндекс.Деньгами на счёт 41001216436720

Наши друзья

Сайт храма святителя Василия Великого (на Горке) г.Псков «АВТОНОМКА» Александра Викторова «Академия русской символики «МАРС»



Rambler's Top100 Яндекс цитирования
 
© 2007 — 2012 БАПЛ Псков www.baplpskov.ru
CMS HostCMS